in English
Музей-галерея Новый Эрмитаж Новости галереи
О галерее Новый Эрмитаж Новости галереи Собрания галереи Выставки в Новом Эрмитаже
Издательская деятельность Библиотека изображений Услуги галереи
Новости галереи

10-04-2001 | Очередные поступления в коллекцию музея-галереи "Новый Эрмитаж -1"

Один из своих очередных выпусков новостей музей-галерея "Новый Эрмитаж - 1" посвящает произведениям, которые были написаны в начале ХХ века, в основном, в дореволюционное время, экспонировались с большим успехом во многих городах и на различных выставках. Эти работы представляют огромный интерес, имеют колоссальное художественное значение и являются связующей нитью между веком минувшим и веком нынешним!

Клодт Михаил Петрович (1835 - 1914). Жанрист, сын известного скульптора П.К. Клодта, двоюродный брат пейзажиста М.К. Клодта, обучался живописи в Академии художеств в Петербурге (1852 - 1856). В 1855 году награжден Малой серебряной медалью за работу "Рыбаки - финны". В 1857 - 60 гг. по желанию родителей Клодт путешествовал по Франции и жил в Париже. В 1860-м году вернулся из заграничного путешествия и за две картины ("Из быта нормандских рыбаков" и "Внутренность нормандской хижины"), написанные во Франции, получил Малую золотую медаль. В 1861 создает свое самое известное произведение "Последняя весна", за которое удостоен Большой золотой медали. С 1867г. - академик, жил в Петербурге. На протяжении всей жизни Клодт сохранял приверженность бытовому жанру, но в 1900-х годах увлекся историческими и религиозными сюжетами и в 1913 году создал картину "Мечты" ("Отрок Христос", х., м., 71х138) - произведение на редкость лиричное, написанное в теплой цветовой гамме. Теперь эта работа находится в музее-галерее "Новый Эрмитаж - 1" и восхищает поклонников великого мастера поэтичностью и одухотворенностью.

Дубенская Мария Александровна состояла в Союзе деятелей прикладного искусства и художественной промышленности, и в 1919 году на 11-й выставке этого общества ею были представлены три линогравюры под названием "Пьеро" (Пьеро - печальный французский персонаж народного театра). Следует отметить, что гравюра на линолеуме появилась в России в 1907 году и постепенно начала вытеснять ксилографию. Художница любила этот материал за его мягкость и податливость. В "Новом Эрмитаже - 1" хранится одна из трех линогравюр "Пьеро" (б., линогравюра, акв., белила, 29х 23,5).

Богородский Федор Семенович (1895 - 1959) - активный участник АХРР (Ассоциация художников революционной России, позже в 1928 году, переименованная в АХР - Ассоциация художников революции). "Художники революции, боритесь за промфинплан", - таков лозунг АХР. "Художники революции, все на заводы и фабрики для великого исторического дела - активного участия в выполнении пятилетнего плана! Оформляйте стенгазеты, доски по соцсоревнованию, красные уголки, рисуйте портреты героев борьбы за промфинплан, бичуйте в карикатурах стенгазеты лодырей, врачей, прогульщиков, бичуйте бюрократизм, выявляйте вредительство!"- такова декларация АХР. Сегодня мы с оттенком юмора, а, может быть, и сарказма воспринимаем такие лозунги и программы, но можно представить, какая борьба разгоралась в те далекие 20-е, и как оглушал и возмущал авангард.

Мы немного отвлечемся от того бурного времени, тем более, что картина, о которой пойдет речь, была написана в 1916 году. В этом году художник представил композицию "Самовар" (б., граф.кар., гуашь, темпера, 70,8х67) на 16-й периодической выставке в Нижнем Новгороде. Данное оригинальное произведение, выполненное в футуристической манере, появилось в музее-галерее совсем недавно и тем оно ценнее, что является редким образцом раннего творчества художника.

Творчество Николая Петровича Богданова-Бельского (1868 - 1945), русского живописца, мастера бытового жанра, ученика В.Д.Поленова, В.Е.Маковского, И.М.Прянишникова в МУЖВЗ в 1884 - 1889 гг. и И.Е.Репина в 90-е годы в петербургской Академии художеств известно многим. Достаточно упомянуть его "Устный счет" (1895, ГТГ) и "У дверей школы" (1897, ГРМ). Перед нами возникают сцены из жизни сельской школы и крестьянских детей, написанные с большой наблюдательностью и теплотой. Но вряд ли кто-нибудь знает, что в музее-галерее "Новый Эрмитаж - 1" хранится этюд (х., м.) к картине "Одинокий", экспонировавшийся в 1908 году на 36-й выставке Товарищества передвижников. Известна журнальная заметка художника, опубликованная в "Огоньке" (№ 9, 1908), в которой он рассказывает следующее: "Этюд для картины "Одинокий" я набросал в Смоленской губернии. Проходя с ящиком красок, я увидел грустно сидящего старика, на лохмотьях которого заметил георгиевский крест. Контраст этого поразил меня. Я тогда же зарисовал старика и через много лет удосужился написать с него картину".

Николай Александрович Бруни (1856 - 1935) - исторический, портретный и жанровый живописец. Родился, жил и работал в Петербурге, сын архитектора А.К.Бруни и правнук Ф.А.Бруни, учился в Академии художеств (1875-1885). Окончил класс исторической живописи. В 1878-1879 гг. получил две Вторые серебряные медали, в 1884 - Вторую золотую медаль за картину "Притча о богатом и Лазаре ". В 1885 - удостоен звания Классного художника 1 степени за произведение "Овчая купель". В 1906 году избран академиком. Занимался мозаикой и в 1912 - 1917 гг. заведовал мозаичным отделением Академии художеств. Выполнил ряд мозаичных икон для храма Воскресения в Петербурге, Русской церкви в Вене, собора Святого Александра Невского в Софии. В творчестве следовал принципам позднего академизма.

Музей - галерея "Новый Эрмитаж 1" недавно приобрела этюд (х., м., 26х20) к картине "Старый ямщик" серии 1890-х гг., который является прекрасным образцом портретной живописи XIX столетия.


03-04-2001 | Новые экспонаты в коллекции "Нового Эрмитажа-1"

Сравнительно недавно коллекция галереи "Новый Эрмитаж - 1" пополнилась несколькими значительными произведениями живописи и графики. Преимущественно, это - картины малоизвестных и забытых художников. Наш музей старается вернуть этим живописцам пусть не былую славу, то хотя бы известность.

Людмила Федоровна Шмидт-Рыжова - участница группы "Венок-Стефанос" (1907-1910), а также объединения "Треугольник", организованного Н.Кульбиным. В 1909 г. работы "Треугольника" были представлены на выставке "Импрессионисты". В 1917 году в апреле - мае бывшие члены этого объединения организовали общество "Импрессионисты", секретарем которого стала Л.Ф.Шмидт - Рыжова. В 1920-х годах Людмила Федоровна жила в Краснодаре, а в 30-х - работала художником театра. Сегодня в музее-галерее находится ее небольшая работа "Восточная сцена" (44х35,5, к., м.), созданная в 1909 году.

Одно из ранних произведений Н. К. Рериха "Воин" (х., м., 105х74,5) - несомненно, ценное приобретение "Нового Эрмитажа - 1". Эта картина создана в 1894 г. и относится к серии "Начало Руси. Славяне".

Степан Федорович Колесников (1879-1955) - выпускник петербургской Академии художеств (1903-1909), ученик А.А.Киселева. По окончании учебы - в 1909 г. - получил звание художника и заграничное пенсионерство. Участник весенних выставок в залах Академии художеств, выставок Товарищества южно-русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок. В 1912 г. состоялась персональная выставка С.Ф.Колесникова. С 1920 г. художник поселился в Сербии, став профессором Белградской Академии художеств. В музее-галерее находится его картина "Пейзаж с кладбищем" (х. на к., м., процарапывание карандашом, 41,4 х 41,5), 1904 года создания.

"Горное ущелье" (х., м., 38,5 х 32, 1862 г. с.) Антона Ивановича Иванова-Голубого (1818-1864 ) - пейзаж, написанный в характерной манере академических пейзажистов середины ХIХ века. А..И. Иванов - Голубой происходил из крепостных. Был учеником братьев Чернецовых, которых сопровождал в путешествии по Волге. В 1840 г. был выкуплен. Учился в Академии художеств в качестве вольнослушателя. В 1846 году уехал вместе с Чернецовыми в Рим.

Имя Зворыкина Бориса Васильевича (1872-?) знакомо только истинным знатокам книжной иллюстрации. Художник учился в Московском Университете живописи, ваяния и зодчества (1892-93 гг.) и до 1921 г. работал, в основном, в Москве. С 1898 г. иллюстрировал и оформлял книги для издательств И. Д. Сытина, И. Н.Кнебеля и др. в Москве, А.Ф. Маркса в Петербурге, используя мотивы древнерусского орнамента: "Сказка о золотом петушке" А.С.Пушкина ( 1903 ), "Альбом в память 100 - летнего юбилея Отечественной войны 1812 - 1912" ( 1912 ), "Москва и деревня в гравюрах и монографиях" Г.К. Лукомского. Исполнил росписи Собора в Симферополе и иконы для Федоровского собора в Царском Селе (1910-е гг.). С 1921 г. жил в Париже. В музее- галерее хранятся несколько эскизов иллюстраций к сказкам Б.В.Зворыкина: "По грибы" (13, 2х 8,7), "Баба в русском костюме и кокошнике" (13,6 х 9,2), "Гусляр на пристани" (14,4 х 9,6) в золотых рамках. (картинки)

   

Зарянко Сергей Константинович (1818-1870) - яркий представитель школы реализма. В музее-галерее "Новый Эрмитаж - 1" находится картина художника -"Портрет Великого князя Николая Александровича. (1843-1865)" (х., м, 37 х 32) (это одна из шести работ, созданных мастером). Из литературы известно, что С.К. Зарянко неоднократно писал портреты Великого князя Николая Александровича . Им было создано 6 его портретов, в том числе 4 посмертных, сделанных по фотографии Деньера. Один портрет был предназначен для Государя Императора Александра, два - для Романовской галереи Зимнего дворца и один - по заказу Государыни Цесаревны, в дар московскому благотворительному заведению, носящему имя покойного Цесаревича. Согласно данным литературных источников, Великий князь Николай Александрович - наследник, цесаревич, старший сын императора Александра П. Он родился 8 сентября 1843 года. В 1864 году был помолвлен с датской принцессой Догмарой, впоследствии императрицей Марией Федоровной, супругой Александра Ш. Скончался 12 апреля 1865 года в Ницце после продолжительной болезни. Николай Александрович был атаманом всех казачьих войск, генерал-майором свиты Его Императорского Величества и канцлером гельсингфорского университета.

В музее-галерее "Новый Эрмитаж - 1" представлено одно из известных произведений маэстро академической школы Валентина Серова - картина "Сирены" (к., м., 52х41) . Вообще художника очень привлекал образ мифологической птицы. Известны его рисунки с изображением химер: "Наяда, трубящая в раковину", "Птица Гамаюн". Как правило, ему не удавались вымышленные романтические образы. Его фантастические птицы-девы приобретали черты конкретных натурщиц, а русалку Серов писал с вылепленной им самим для этой цели, раскрашенной гипсовой маски, опущенной в воду. Образы сирен были созданы автором на основе того, что известно об этих полудевах-полуптицах.


21-03-2001 | Резонанс

12 марта в Государственном музее Востока на Никитском бульваре открылась выставка "Шамбала сияющая..." . Николай Рерих. Живопись и слово. Две картины из музея-галереи "Новый Эрмитаж -1" экспонируются на данной выставке: "Сходятся старцы" и "Русская Пасха".

Месяц назад мы анонсировали на нашей страничке это мероприятие и решили еще раз к нему вернуться, так как выставка пользуется большой популярностью среди поклонников Н.К.Рериха.

В начале выставки обращение Рериха, в котором замечательно сказано о бережном отношении к сокровенному : "... знаю, насколько нужна мудрая осмотрительность, чтобы не подвергнуть осмеянию и поруганию самое для Вас ценное". Шамбала - одна из самых притягательных тайн Востока. Для одних это - чудесная страна Великих Мудрецов на Земле, для других - небесное царство, третьи - видели в понятии Шамбала восхождение к великой духовности. В Россию весть о Шамбале принес Николай Рерих. Он рассказал об этой стране красиво и бережно. Отблеск прекрасной Шамбалы - в сияющих полотнах, привлекающих скрытой в них тайной познания мира.

"Чудесная страна великих мудрецов" - эта музыкальная фраза , безусловно, относится к картине Н.Рериха "Сходятся старцы". Необычайно интересны комментарии к этому произведению, написанные самим автором.

"Сходились старцы - народоправный совет".

"Сходятся старцы" были сопровождены былиною. Кончалась она так :

"За далеким Перуновым озером
Среди леса стоячего древнего
Стоит под яром высокий дуб -
Сварожич живет под тем деревом.
Без Перуна без бога великого
Не вершится дело славянское.
Место под дубом утоптано.
Горит под дубом святой огонь
К дубу собираются родичи:
"Стоять ли земле без хозяина?"
Старцы земли Новагорода
Соберутся под дубом раскидистым;
Ворон на дубе каркает -
Скоро Ярило покажется,
Засияет, блеснет красно Солнышко -
И проснется земля Святорусская".

Н.Рерих 1940г.

Эта картина относится к серии "Начало Руси. Славяне". Первой работой на эту тему была известная картина "Гонец. Восста род на род ", приобретенная П.М.Третьяковым еще со студенческой выставки для своей галереи. Этого гонца мы видим уже на вече старцев под дубом у Перунова озера, где Сварожич - грозный идол - живет. " Место под дубом утоптано. Горит под дубом Святой огонь". Как обычно у Рериха - историка, все подлинное, как будто Сам там был. В глубокой задумчивости сидят старцы, "тяжкую думу думают", судьбу народа решают. Полотно очень потемнело от времени, но только еще лучше позволяет почувствовать таинственное утро человечества...

Картина "Русская Пасха" - стремление к духовному восхождению, без которого человек не может существовать в гармонии с миром и с самим собой. Сын Н.К.Рериха - С.Н.Рерих сказал, что Шамбала - это "мир в себе, и мы должны стремиться сделать его прекрасным. Это очень трудная работа, но мы должны делать ее каждый день."

Бесценным подарком судьбы назвали полотна"Сходятся старцы " и "Русская Пасха" устроители выставки "Шамбала сияющая..." во главе с Татьяной Христофоровной Метаксой - первым заместителем генерального директора музея Востока и выразили глубокую признательность руководству музея- галереи "Новый Эрмитаж" и владельцам картин.(По материалам выставки).

Выставка открыта до 20 апреля


16-03-2001 | Итоги Антикварного Салона

В ЦДХ 8 марта закрылся юбилейный Х Российский Антикварный Салон, который можно было бы назвать событием стандартным, так как на нем принимали участие знакомые до боли галереи и произведения, если бы не ДЕБЮТ музея-галереи " Новый Эрмитаж-1".

Конечно же, Салон предлагал очень много "красивого", но не лучшего, и все же "проходного", а истинные "бриллианты", хотя бы небольшие, были представлены "Новым Эрмитажем-1". Это отметили и Министерство Культуры РФ, и Государственная Третьяковская галерея, и ВХНРЦ им.И.Э.Грабаря, и специалисты - искусствоведы.

Не будем создавать мифа ( дабы потом его не развеивать) об удачах и успехах, которые вроде бы всегда сопутствуют дебютантам, на наш скромный взгляд, главное - это участие.

Акции дарения старинных вещей российским культурным учреждениям - добрая традиция Салонов. Музей-галерея "Новый Эрмитаж-1" давно и плодотворно сотрудничает с Государственным историко-литературным музеем-заповедником А.С.Пушкина (Захарово-Вяземы). "Новый Эрмитаж-1" не изменил своим традициям и приподнес музею-заповеднику акварель художника Нечаева И.А. ( ?-?) "Портрет офицера". К сожалению, данные об этом замечательном живописце весьма скудны : известно, что Нечаев - художник-портретист, работал в 1830-40гг., в 1833г. являлся посторонним учеником Академии художеств Петербурга, был дважды награжден серебряной медалью в 1834 и 1841 гг. и в 1835 г. получил звание свободного художника.

Александр Михайлович Рязанов - директор музея-заповедника А.С.Пушкина с большим пиететом относится к руководству "Нового Эрмитажа-1"и выражает огромную благодарность за безвозмездно переданные музею экспонаты.


01-03-2001 | Музей-галерея "Новый Эрмитаж-1" к 8 марта

Музей-галерея "Новый Эрмитаж-1" к 8 марта подготовила и осуществила проект с необычайно нежным и музыкальным названием "Одета лишь волос туникой золотой". Руководители проекта после долгих и жарких споров о том, каким бы они хотели видеть главное действующее лицо выставки, "не мудрствуя лукаво", пришли к обоюдному соглашению: представить на суд зрителей объект вечный - обнаженную модель в произведениях некоторых художников.

Женские образы в искусстве

"Вглядитесь в профиль Нефертити, и мгновенно перед Вами возникает Древний Египет - страна храмов, пирамид, сфинксов и рабов.

Венера Милосская. Несравненная пластика ее форм - сама Эллада, недосягаемая, вечная.

Прелестные, немного грустные богини Боттичелли, загадочно улыбающиеся мадонны Леонардо, красавицы Тициана - разве это не сам итальянский Ренессанс? Земные полнокровные вакханки Рубенса, жеманные изысканные маркизы Ватто - разве не символы барокко и рококо? Образ женщины - образ времени , страны, народа...

Гавриил Никитич Горелов (1880-1966) представлен наиболее широко на выставке. Мало известная картина "Оргия в апартаментах Александра VI Борджиа", а также "Женские фигуры под солнцем" и несколько живописных этюдов внушительных размеров - обобщенный образ женской красоты и неувядания. В чем обаяние его стиля? В необычайно трепетной эмоциональности его полотен.

После окончания Академии, увенчанный славой и золотой медалью, Г.Н. Горелов в 1915 году отправился на практику в Италию, которая ошеломила его своими впечатлениями. Художнику необходимо было представить отчет о поездке и Гавриил Никитич, увлеченный сюжетами из позднего итальянского средневековья, приступает к " Оргии...". Горелова привлекло имя Александра VI, в миру - Родриго Борджиа, папы Римского, снискавшего скандальную славу своим образом жизни - неподобающим не только папе, но и простому христианину. Увлеченный работой, Горелов продлил командировку еще на год, но к картине он уже охладел и " Оргия..." осталась незавершенной. Он возвращался к ней вновь и вновь, и после Октябрьского переворота, и позже, и завершил лишь...в 1956 ггоду. 40 лет понабилось художнику, чтобы реализовать великий замысел - и должно было пройти столько же, прежде чем она обрела, наконец, своего зрителя в музее-галерее "Новый Эрмитаж-1".

Кроме восхитительных полотен Горелова, на выставке можно увидеть Бродского, Юркина, Кравченко, Буковецкого и других...

Чем дольше мы любуемся на холсты художников, воспевающих вечный женский образ, тем больше действуют на нас жизнелюбие, ясность и восторг перед прекрасным, ибо "главный нерв общества определяется настроением представительниц слабого пола. Когда они скучают и хандрят, в мире все мельчает, ссыхается и сереет. Когда же, охваченные волнением, они стряхивают с себя сон - жизнь сразу убыстряет пульс, расцветает, наполняется звуками и красками..." (В статье использованы фрагменты из произведений И. Долгополова и Б. Акунина.)

Выставка будет открыта с 1 марта по 25 апреля.


 1  |  2  |  3 

Ваш заказ
Прекрасный талант - несчастная судьба >>>
Выставка "А.П. Чехов и город Воскресенск" в "Новом Иерусалиме" >>>

Пожалуйста, заполните и отправьте нам эту короткую форму, если Вы хотите получать новости галереи "Новый Эрмитаж" по электронной почте:

ФИО


e-mail адрес