in English
Музей-галерея Новый Эрмитаж Женские образы в искусстве
О галерее Новый Эрмитаж Новости галереи Собрания галереи Выставки в Новом Эрмитаже
Издательская деятельность Библиотека изображений Услуги галереи
Женские образы в искусстве

Есть феномены в великой книге природы, в которых, как в фокусе, собраны самые загадочные и прекрасные ее тайны. К ним принадлежит и извечная тайна женской красоты и ее выражение в искусстве, одним из главнейших истоков которого (что бы ни говорили критики Фрейда) является либидо творца. Творческая судьба почти всех великих мастеров прошлого подтверждает эту мысль и лежит между аскетизмом и чувственностью с сублимацией эротической энергии в творчество. Зритель благодарен художникам, которые показывают в своих картинах, что кроме серого повседневного мира, полного запретов, есть мир свободы и света, и обнаженная женщина - героиня этого мира. Как в юности живописцы помогают нам оформить в зрительные образы смутную жажду обладания женским телом, так они в зрелом возрасте дают шкалу ценностей прекрасного и не позволяют развиться низменному потребительскому отношению к женщине. Поэтому мы и возвращаемся в музеи и картинные галереи вновь и вновь пережить чувство освобождения, которое, как и в юности, охватывает нас при созерцании и мысленном слиянии с прекрасной женской натурой. Будучи неизменным атрибутом мироустройства, женское начало, как гласит восточная мудрость, должно не враждовать, а танцевать с мужским началом, создавая в причудливом узоре этого танца всю полноту этого мира. Да и кто сказал, что жизнь и искусство по своей природе так уж серьезны, а не являются лишь игрой, танцем божественных сил? Они требуют от нас веселого и яростного экстаза, а иногда и светлого вакхического веселья.

Разве не бываем мы в своих снах-мечтах созерцателями и обладателями самых прекрасных женщин на свете? И они зримо встают перед нами на полотнах художников всех времен и народов: в несмелых, но монументальных образах Мазаччо, античных реминисценциях Пьеро де Козимо, сладостных, полных весенней прелести Венерах Боттичелли, могучих женских образах Микеланджело, целомудренно обнаженных моделях Рафаэля, растворяющихся в светоносной среде пышных красавицах Тициана. У всех этих художников, рожденных под небом Италии, где сама природа пронизана чувственными флюидами, красота женского тела естественна и свободна, как дыхание. Под влиянием итальянских мастеров и художники, пишущие под холодным северным небом, - Ван Эйк, Мемлинг, через канонические образы которых пробивается реализм изображения; чувственный, пряный Кранах; земная, плотская красота моделей Рембрандта и Йорданса и, наконец, пышное цветение женской плоти на картинах Рубенса - демонстрируют нам другую грань женской прелести. Культ любви, царствовавший во Франции, приправленный острым галльским смыслом, дал и классические образы Пуссена, и фривольные, театральные и чувствительные картины Фрагонара, Ватто, Буше, Греза. Став центром художественной жизни в XIX веке, Париж диктовал художникам академически-салонный вкус в трактовке обнаженной модели.. Понадобилась революция во стороны мастеров импрессионизма, чтобы вернуть жизнь, свет и цвет на картины.. Для русского искусства в силу традиции характерен сдержанный подход к трактовке обнаженной натуры, и только некоторые мастера, прикоснувшиеся к искусству Запада (как К.Брюллов) позволяли себе откровенно наслаждаться изображением обнаженного женского тела. К началу ХХ столетия, в связи с интернационализацией художественного процесса, трактовка обнаженной натуры в русском искусстве становится свободней и уже не отличается от парижской или мюнхенской. Глубокие мировоззренческие изменения, произошедшие в ХХ веке, казалось бы лишили изображение женского тела центрального места, которое оно занимало в искусстве предшествующих эпох. Штудии обнаженной женской натуры остались частью академического художественного образования, но редко перерастают из этюда в картину, где женский образ является определяющим.. Традиция изображения женского тела в ХХ веке продолжались в творчестве таких разных мастеров как Гоген, Модильяни, Пикассо, Цорн, Мунк, Сомов, Серебрякова.. В СССР, наряду с официальной соцреалистической трактовкой, всегда существовали индивидуальные, чувственные, подспудные течения в изображении женского тела в творчестве Фалька, Фонвизина, Дейнеки. Это ощущение часто вспыхивало в камерных работах, этюдах, как в прелестных обнаженных, озаренных пятнами солнечного света, на картине Г.Горелова. Яркое художественное впечатление производят работы И.Бродского и К.Лебедева. Благодаря блестящей технике любимца Репина - Бродского, натурная штудия поднимается до уровня картины-портрета. Картины К.Лебедева производит магическое впечатление - кажется модель вот-вот вздохнет и сойдет с полотна.

Музей-галерея "Новый Эрмитаж-1" известна в художественных кругах Москвы высокими стандартами своих выставок, и на излете московской зимы, когда душа жаждет весны, любви и радости, эта выставка порадует любителей и собирателей прекрасного в жизни и в искусстве.

Г. Пиггот

Шедевры частных коллекций
Неизвестные грани творчества Виктора Калинина
Карты и виды России. Выставка гравюр и литографий XVII - XIX вв.
Русский авангард 10-х и 60-х
Александр Ситников
Художники русского зарубежья
Пейзаж в творчестве русских художников
Женские образы в искусстве
...о, город мой неуловимый...
Константин Горбатов
Реликвии российских масонов
Давайте вспомним! выставка произведений художников 30-х - 60-х годов
Женские образы в искусстве
"Женские образы в искусстве"
 
Ваш заказ
Прекрасный талант - несчастная судьба >>>
Выставка "А.П. Чехов и город Воскресенск" в "Новом Иерусалиме" >>>