in English
Музей-галерея Новый Эрмитаж Шедевры частных коллекций
О галерее Новый Эрмитаж Новости галереи Собрания галереи Выставки в Новом Эрмитаже
Издательская деятельность Библиотека изображений Услуги галереи
Шедевры частных коллекций

В современном русском языке слово "эрмитаж" совершенно утратило свое первоначальное значение. Как известно, в 18-ом веке так назывались небольшие "уединенные уголки", спрятанные в тени усадебных парков. Сегодня же с "эрмитажем" у нас ассоциируется представление о бесконечных парадных залах, заполненных произведениями искусства, поскольку одно из крупнейших в мире собраний изобразительного искусства получило свое имя от одного из таких "уединенных уголков", принадлежавших русской императрице.

Именно поэтому современная галерея, включающая в свое название это слово вынуждена принимать на себя и весь груз тех ассоциаций, которые оно с собою несет. С одной стороны, это должно быть место, где зритель имеет возможность побыть наедине с произведениями искусства, с другой - она должна быть достаточно представительной, чтобы удовлетворить все разнообразие современных художественных вкусов, причем не только простого любителя, но и искушенного знатока.

Cтремлением объединить эти функции и объясняется столь необычная для московской галерейной практики многоплановость в структуре галереи-музея "Новый Эрмитаж". За несколько лет своего существования она провела восемь различных выставок, но только теперь получила возможность осуществить задуманный проект в полной мере. Помимо антикварного салона и собственно галереи в новом здании предусмотрены специальные помещения, позволяющие осуществлять разнообразные выставочные проекты. Первая экспозиция, открывающая сегодня эти залы, может рассматриваться в качестве своеобразной программы, которую ставит перед собой галерея на ближайшее время. Ее устроители попытались показать наиболее значительные работы русской и европейской живописи, графики и прикладного искусства, хранящиеся в частных "эрмитажах" крупнейших московских коллекционеров.

Подобная панорама, безусловно, предоставляет уникальную возможность познакомиться с великолепными и, в большей своей части неизвестными произведениями. Но в то же время она являет собой весьма характерную картину, позволяющую всесторонне оценить и проанализировать принципы и вкусовые пристрастия, отличающие современную галерейно-антикварную деятельность.

Как известно, за последнее время они претерпели кардинальные изменения. Например, еще некоторое время назад бесспорными лидерами здесь были работы художников-авангардистов. Однако после того как прошли выставки наиболее крупных мастеров 1910-1920-х годов, после того как на отечественном рынке появились работы их современников - вкусы неожиданно стали перемещаться в другую сторону. С новой силой вспыхнул, никогда собственно не затухавший, но существовавший где-то на периферии галерейной деятельности интерес к добротной, "мастерски сделанной" живописи русских художников-реалистов.

Поэтому, нет ничего удивительного в том, что сегодня на выставке оказались соединены работы мастеров второй половины прошлого века, рубежа веков и авангарда. Становится важным не только теоретически осмыслить, но и в реальной выставочной практике увидеть единый и непрерывный путь развития отечественной художественной традиции.

Большая часть работ, собранных в этих залах, так или иначе связана со специфически "московскими" вкусами их собирателей. В Москве всегда ценилось искусство, свободное от чересчур жестких академических установок. Его основы в самых общих чертах были заложены еще в середине прошлого века в деятельности Училища живописи, ваяния и зодчества, культивировавшего у своих учеников вкус к непосредственной работе на натуре, стремление к передаче окружающей действительности прежде всего путем постижения ее живописно-пластических качеств. Неудивительно поэтому, что именно в Москве закладываются национальные традиции жанровой и пейзажной живописи, связанные с деятельностью А. Саврасова, В. Поленова, В. Серова, И. Левитана и К. Коровина.

К середине 1900-х годов эти традиции стали питательной почвой для возникновения новых художественных явлений. Наиболее ярко они проявились в деятельности участников "Бубнового валета" - объединения, возникшего в 1910 году и словно сфокусировавшего в себе наиболее характерные особенности московской живописи. "Только Москва", - отмечал известный искусствовед Я.Тугендхольд, - "с ее сочною пестротою и, вместе с тем, с ее Щукиным и Морозовым могла породить "Бубновый валет" с его охотнорядским культом снеди, с его преувеличенными размерами людей и вещей, в которых столько лубка и вывески..."

В рамках общего для всех "бубнововалетцев" метода существовали все же и довольно заметные различия. Они сказывались в особенностях живописной манеры, да и в темпераменте столь разных художников, какими были А. Лентулов и Р. Фальк, И. Машков и А. Осмеркин. Эти отличия рельефно выступают при сопоставлении нескольких работ этих мастеров, показанных на выставке, например - "Обнаженной на фоне обоев" А. Осмеркина, лентуловского диптиха и натюрморта А. Мильмана.

Естественно, что традиция московской школы не единственная, которая привлекает внимание современной галереи. Большой интерес вызывает и искусство русских художников, вдохновлявшихся образами национальной старины, таких как М. Нестеров, В. Васнецов,

Н. Рерих. По словам современника, в их сказочно красивом, выявляющем "вневременную сущность народного духа" искусстве - "оживают мертвые века и становятся близкими, реальными, явными..."

В этом разделе экспозиции особое место принадлежит монументальному полотну Рериха - "Сходятся старцы" (1898). Долгое время оно было известно лишь по небольшому эскизу из Русского музея. Сразу же после успешного показа в Петербурге картина была отправлена на выставку в Америку и с тех пор ни разу не выставлялась в России. Теперь и мы можем по-настоящему почувствовать то мрачное величие, которое ощущали первые зрители этого полотна, глядя на древних старцев, подобно скалам, вросших в родную землю.

Несколько слов о "западном" разделе выставки. Несмотря на свою немногочисленность, он включает в себя работы, созданные в период от эпохи Возрождения до модерна включительно - и, в определенном смысле, намечает ориентиры будущей деятельности галереи в этой области.

Произведения европейского искусства обычно попадали в Россию избирательно, в зависимости от вкусов того или иного коллекционера. Так, например, традиционной популярностью у московских собирателей пользовалась старая голландская живопись ? бытовой жанр, пейзаж, натюрморт - с ее занимательной, а зачастую и нравоучительной повествовательностью, с ее тонко разработанной колористической гаммой, гладкой фактурой письма.

Эти качества, как известно, по достоинству были оценены и многими московскими художниками в частности такими крупными, как В. Тропинин и П. Федотов, использовавшими их в своем творчестве.

В разделе нового европейского искусства хотелось бы выделить две необычайно редкие не только для русского, но и для западного художественного рынка работы - великолепный пейзаж Сислея и декоративную композицию известного представителя мюнхенского модерна Ф. Штука "Поцелуй Сфинкса", являющуюся авторским повторением большого полотна из будапештского музея.

Свою собирательную деятельность "Новый Эрмитаж" не предполагает ограничивать рамками только живописи. Другие сферы изобразительного и декоративно- прикладного искусства - старая русская и европейская мебель, бронза, фарфор также попадают в круг его интересов. Особое место в этом ряду занимают произведения, связанные с искусством книги. Огромные фолианты с гравюрами и редкие библиофильские издания соседствуют здесь со старинными картами, с полными комплектами "Библиотеки великих писателей", "Историей русского искусства" И.Э. Грабаря и т.д. Книжное коллекционирование всегда было тесно связано с искусством печатной графики. Об этой стороне собирательской деятельности галереи свидетельствуют представленные на выставке редкие листы, гравированные Дюрером, Рембрандтом и А. ван Остаде.

Таким образом, уже на сегодняшний день "Новый Эрмитаж" готов предложить музеям, корпоративным коллекциям и частным собирателям большой и разнообразный выбор произведений русского и западноевропейского искусства. Все находящиеся в галерее работы прошли соответствующую научную экспертизу в крупнейших отечественных музеях, а также у наиболее авторитетных специалистов России и Европы.

Шедевры частных коллекций
Неизвестные грани творчества Виктора Калинина
Карты и виды России. Выставка гравюр и литографий XVII - XIX вв.
Русский авангард 10-х и 60-х
Александр Ситников
Художники русского зарубежья
Пейзаж в творчестве русских художников
Женские образы в искусстве
...о, город мой неуловимый...
Константин Горбатов
Реликвии российских масонов
Давайте вспомним! выставка произведений художников 30-х - 60-х годов
Шедевры частных коллекций
"Шедевры частных коллекций"
 
Ваш заказ
Прекрасный талант - несчастная судьба >>>
Выставка "А.П. Чехов и город Воскресенск" в "Новом Иерусалиме" >>>