in English
Музей-галерея Новый Эрмитаж Русский авангард 10-х и 60-х
О галерее Новый Эрмитаж Новости галереи Собрания галереи Выставки в Новом Эрмитаже
Издательская деятельность Библиотека изображений Услуги галереи
Русский авангард 10-х и 60-х

Экспозиция "Левой, левой" предлагается как выставка-эссе, выставка-размышление. Название ее, основанное на строчках "Левого марша", написанного Владимиром Маяковским в 1918 году, не предполагает стилистической общности, тем более широкой представительности. Многочисленные и хорошо подготовленные на основе музейных и частных собраний России и зарубежья сборные и монографические выставки художников русского авангарда, прошедшие в 70-е - 90-е годы, на наш взгляд выполнили свою задачу. Они обнаружили, а затем и кропотливо исследовали истоки, развитие и значение русского авангарда в истории мирового искусства. Данная выставка, основанная на ограниченных московских коллекциях, дает повод для некоторых сравнений и частных аналогий. Общеизвестно утверждение о двух составляющих русского "левого" или авангардного искусства. Одна - искусство десятых-двадцатых годов, называемая "русский авангард". Второй пласт - искусство "нонконформистов", прежде всего шестидесятников. Это и объясняет выбор названия выставки. Тоталитарный режим, прервавший естественный ход развития истории, культуры и искусства, с середины двадцатых годов стал загонять в подполье одних мастеров, уничтожать других, калечить физически и нравственно третьих. Новое послевоенное поколение по крохам впитывало через выживших своих учителей Р. Фалька, А. Осмеркина, П. Соколова, В. Фаворского и немногих других культуру периода "бури и натиска".

Выставка "Левой, левой" не преследовала ретроспективные цели. Она демонстрирует узкий "срез времени". Обширная и полная демонстрация "левого" искусства является привилегией музейных собраний. Тем не менее устроителям не удалось преодолеть многие проблемы, что отчасти связано как с характером привлекаемых частных коллекций, так и неизбежными в ходе формирования выставки случайностями. В разделе искусства 10-х - 20-х годов "крайние" течения скорее обозначены, чем представлены. Абстрактный экспрессионизм, конструктивизм, супрематизм редко встречаются в частных собраниях, так же, как и зрелые работы его ведущих мастеров - Кандинского, Ларионова, Татлина, Малевича. Не представлены работы и других крупных представителей авангарда - А. Родченко, В. Пестель, В. Степановой, А. Экстер. В разделе искусства шестидесятых годов отсутствуют произведения художников "белютинской" школы, группы художников издательства "Знание" во главе с Ю. Соболевым, отдельных значительных мастеров неофициального искусства разных направлений - Пятницкого, Турецкого, Васильева и других, не представлены работы ленинградской школы, московский "суровый стиль". Вместе с тем, представляя произведения, редко доступные зрителю, выставка показывает работы не только крупных художников, но пока малоизвестных, хотя и не менее ярких, среди которых В. Баранов-Россине, М. Синякова, И. Школьник, М. Стерлинг и прежде всего лидер украинского авангарда А. Богомазов, роль которого в Киеве сопоставима со значением К. Малевича. Выставка образована из частных собраний и не случайно посвящается Георгию Дионисьевичу Костаки, коллекционеру отечественного искусства, греку по национальности, но русскому душой, который одним из первых осознал явственную связь искусства десятых и шестидесятых годов, собрав произведения художников этих поколений в одной коллекции. Создав частный музей русского авангарда в то время, когда произведения художников "первого призыва" скрывались в запасниках государственных музеев, а часто не просто замалчивались, но уничтожались, Костаки предоставил возможность поколению шестидесятых "из первых рук" принять эстафету левого искусства. Он помог им ощутить себя равновеликими приемниками блестящего наследия, не оцененного по достоинству и до сих пор, но составляющего один из важнейших вкладов отечественной культуры в развитие мирового искусства. На выставке представлены 160 произведений из 20 частных коллекций. Многие из них неоднократно выставлялись в стране и за рубежом, часть показывается зрителю впервые, но никогда еще они не собирались вместе, в одной экспозиции, чтобы обнаружить свое сходство и расхождения. О том, что получилось из этого сопоставления, лучше судить зрителю.

Шедевры частных коллекций
Неизвестные грани творчества Виктора Калинина
Карты и виды России. Выставка гравюр и литографий XVII - XIX вв.
Русский авангард 10-х и 60-х
Александр Ситников
Художники русского зарубежья
Пейзаж в творчестве русских художников
Женские образы в искусстве
...о, город мой неуловимый...
Константин Горбатов
Реликвии российских масонов
Давайте вспомним! выставка произведений художников 30-х - 60-х годов
Русский авангард 10-х и 60-х
"Русский авангард 10-х и 60-х"
 
Ваш заказ
Прекрасный талант - несчастная судьба >>>
Выставка "А.П. Чехов и город Воскресенск" в "Новом Иерусалиме" >>>