in English
Музей-галерея Новый Эрмитаж Неизвестные грани творчества Виктора Калинина
О галерее Новый Эрмитаж Новости галереи Собрания галереи Выставки в Новом Эрмитаже
Издательская деятельность Библиотека изображений Услуги галереи
Неизвестные грани творчества Виктора Калинина

У Виктора Калинина очередная выставка. Ее состав несколько непривычен для уже устоявшихся представлений о художнике. Преобладают ранние, порою никогда не выставлявшиеся работы 60-х годов. По жизненной практике можно сказать, что наши художники не очень любят показывать свои ранние творения. Словно стесняются грехов молодости. Может показаться, что их не прельщает слава Пикассо, интересного как раз своими исканиями разного времени. Именно в этом периоде становления будущие мэтры интересны своими поисками, искренностью своих порывов, задорными устремлениями завоевать художественный мир. Виктор Калинин оказался решительнее своих собратьев и осмелился переступить этот рубеж. И результат оказался превосходящим все ожидания. Ранние полотна оказались на достойном уровне уже оделенного признанием художника. В них есть смелость не по времени, в них есть искренность, в них есть та основательность, которая присутствует в каждой работе мастера. Они несут в себе свойственное Калинину постоянное утверждение положительных нравственных ценностей. Это редкое качество, по-видимому, заложено всем ходом развития его личности. Оно зарождалось в доме в далекой алтайской деревне, опекалось и поддерживалось крепкой старообрядческой семьей, одухотворялось окружавшей могучей природой. Надо полагать, что фундаментальные основы искусства Калинина воспитаны на суриковском наследии, к которому будущий художник мог прикоснуться на родине великого живописца во время учебы в Красноярске. Во всяком случае лучшие работы шестидесятых годов говорят о не по возрасту глубинных образных размышлениях.

Калинина выделяет из общего ряда изумительная способность видеть в повседневном большое. Содержание его работ, взятое из окружавшей его среды, ограничено общением с миром близкой его сердцу «малой родины». Но это «малое» преобразовано художником в образы великих обобщений. К чему не обращался Калинин, все под его кистью становится эпосом. Какой-то ангел уберег его от мелочного бытописательства, которым мы так «сильны».В этом отношении показательна картина «Расседлавший коня» (1967), одна из первых интерпретаций темы. Повседневный мотив, который в жизни едва ли можно заметить, вдруг становится символом. Сюжетная сторона произведений Калинина - это лишь основа, на которой вырастает национальный эпос. Живой пристальный интерес к национальному колориту и философическому содержанию переносится им и в другие миры.

Многокрасочная жизнь Средней Азии всегда привлекала русских художников. Это могло бы быть темой громадной выставки и даже монографии. В какой-то степени такое пристрастие объясняется не только экзотичностью материала, но и оправданным обращением к сочной солнечной палитре. Я не знаю, есть ли в калининских закромах этюды-впечатления этой ныне далекой жизни, но завершенные картины на среднеазиатские темы, продолжают уже намеченную эпическую линию. Их колористическая гамма, несомненно, отличается сдержанной приподнятостью. Всюду ощутим этот терпкий, пряный дух среды, который знаком каждому, кто хоть раз побывал в Узбекистане. Достаточно посмотреть картину 1967 года «Кишлак Кызыл-Кия». В образном строе любого произведения этого цикла внешние национальные интонации играют свою необходимую роль, но звучат они как бы под сурдинку. Художник и здесь, верный себе, занят поисками общечеловеческого начала.

Живопись шестидесятых годов у Калинина отличается решительной, до грубости, силой мазка. Брутальность кладки краски позволяет избежать мелких отвлекающих деталей. Все подчинено единому целому – сотворению. Так рождается картина «Смех» (Музей «Новый Иерусалим»), как из хаоса рождается сама земля. Словно разрывая границы рамы, на зрителя обрушивается гомерический хохот, потрясающий основы мирозданья.

Можно сказать, что случай открыл нам не забытые работы, а не показываемые. Они, по прошествии времен, не утратили своей свежести и ясности духа. Полотна молодости художника открывают нам «новый» период творчества, не менее значимый, чем его наследие (если так допустимо сказать) последующих лет. Последний представлен и произведениями семидесятых годов, когда Калинин стал окончательно тем Калининым, которого знают все. И в этом ряду почетное место занимает признанный шедевр «Жизнь отца» из Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим». И работы восьмидесятых, девяностых годов, в которых художник достигает такой силы обобщения, когда их образы становятся адекватными космогоническому библейскому повествованию.

Но есть еще одна грань художника впервые показываемая на выставке. Это небольшие холсты с обнаженными моделями, которые он пишет во время своей работы со студентами. Однако вместо штудий возникают чудесные станковые вещи, наделенные собственной художественной самоценностью. В некоторых из них неожиданно возникает событийное начало. Достаточно взглянуть на картину «Тень» с призрачным силуэтом модели на пронзительно красной драпировке. В других солируют форма и цвет. В них словно прорывается еще не реализованное стремление к достижению серовского «отрадного». Возможно, в этом живописном «отдыхе» мастера зреет нечто, которое еще удивит поклонников живописи Виктора Калинина. За пределами краткого очерка остался обзор работы художника последних лет. Но, я полагаю, что у нас еще будет повод поговорить об этом подробнее. За Калининым дело не станет.

Михаил Красилин, зав. секторм экспертизы ГосНИИ реставрации

1946 родился в с. Залесово (Алтайский край)
1960-62 учеба в художественном училище им. В.И. Сурикова (Красноярск)
1962-65 учеба в художественном училище (Н. Новгород)
1965-71 учеба в Высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановском)
1974 вступление в Союз художников
1966 принимает участие в московских, республиканских, всесоюзных и международных художественных выставках
1995 предподает на кафедре академической живописи в Художественно-промышленном университете им. Строганова
2001 избран членом-корреспондентом Российской Академии художеств

Выставка живописи Виктора Калинина продлится до сентября. Режим работы: понедельник-пятница, с 12.00 - 18.00. Телефон для справок: (095) 291 8878.

Шедевры частных коллекций
Неизвестные грани творчества Виктора Калинина
Карты и виды России. Выставка гравюр и литографий XVII - XIX вв.
Русский авангард 10-х и 60-х
Александр Ситников
Художники русского зарубежья
Пейзаж в творчестве русских художников
Женские образы в искусстве
...о, город мой неуловимый...
Константин Горбатов
Реликвии российских масонов
Давайте вспомним! выставка произведений художников 30-х - 60-х годов
Неизвестные грани творчества Виктора Калинина
"Неизвестные грани творчества Виктора Калинина"
 
Ваш заказ
Прекрасный талант - несчастная судьба >>>
Выставка "А.П. Чехов и город Воскресенск" в "Новом Иерусалиме" >>>