in English
Музей-галерея Новый Эрмитаж Давайте вспомним! выставка произведений художников 30-х - 60-х годов
О галерее Новый Эрмитаж Новости галереи Собрания галереи Выставки в Новом Эрмитаже
Издательская деятельность Библиотека изображений Услуги галереи
Давайте вспомним! выставка произведений художников 30-х - 60-х годов

Работы, представленные на выставке, датируются 30-60-ми годами ХХ века и определяются как «социалистический реализм».

Многие десятилетия направление, доминировавшее на выставках, в художественных училищах и институтах, с изменением идеологии утратило свои позиции и, более того, было почти забыто. Руководителями в Союзах художников стали люди другого поколения, иных творческих убеждений. Художники уходили, а их творческое наследие, не востребованное нашими государственными музеями, привлекало внимание западных коллекционеров. Картины, эскизы, этюды, часто в очень плохом состоянии, скупались по-дешевке и вывозились на Запад трейлерами.

Пока работ было много - их мало ценили. Сегодня ситуация коренным образом поменялась, и музей-галлерея «Новый Эрмитаж - один» дает нам редкую возможность оглянуться, с полной силой почувствовать и оценить, проанализировать и понять время, художников, полотна.

Сразу оговорюсь, что само понятие «соцреализм» достаточно условно. Он, как любое течение, существует в общем контексте развития культуры и не мог возникнуть случайно или искусственно. Многие художники старшего поколения, прошедшие через эксперименты с цветом и формой, входившие в состав различных творческих объединений 10-20-х годов, в 1930- гг. обратились к реализму, и мотивировать это только политической обстановкой в стране будет слишком примитивно. Их ученики, многочисленные и талантливые, впитавшие живописную культуру своих педагогов, развили идеи реалистической живописи, в чем-то опираясь на традиции русской реалистической школы XIX в., что-то изменив в соответствии с ритмами современности.

В произведениях, экспонируемых на выставке, есть нечто общее - общее именно в живописной фактуре, что нельзя грубо определить термином «соцреализм». Трепет... трепет жизни, света, красок, кисти художника, трепет его души, ибо картина возникает только тогда, когда автор не может не сделать именно такой, этот трепет и привлекает нас.

Сокровенность каждой без исключения картины складывается в определенную мелодию со своими темами, отступлениями, нюансами, но по сути очень цельную. Она чудесным образом звучит и объединяет «У Большого театра» и «В трамвае» Шатилова Б.А. со «Строительством буксирных судов» и «Бухтарминской ГЭС» Каманина С.М., изменяет тональность в знойном колорите среднеазиатских работ Гиппиус Т.Н., жизнеутверждается в «Отдых бойцов» Кривоногова П.А. и «Музыкантах» Коробова А.А., мажорна в ярких пейзажах Рядского Г.Г. и Корецкого В.Б., лирична в работах Витман И.П., Таракановой Е.Н. и Каплан Ф.М., свою тональность имеют произведения Терпсихорова Н.Б. и удивительно гармоничны московские пейзажи. Данная мелодия утверждает красоту обыкновенной жизни, человеческих чувств и привязанностей, она не создана по идеологическому или социальному заказу, она течет из самого бытия создателей этой живописи и их моделей.

На выставке нет представителей, так называемой, «официозной» живописи, бесчисленных портретов вождя и прочих пафосных полотен. Они, разуется, характеризуют направление, но затеняют просто течение жизни. Собранные на выставке холсты легко выстраиваются в определенный сюжетно- хронологический ряд: вот человек родился («В роддом» Гиппиус Т.Н.), прошло несколько дней - выписка «Из роддома», человек растет, катается на лыжах, водит хороводы на «Праздник в школе», ездит «В пионерлагерь» и волнуется «Перед экзаменом», работает, служит в армии, отдыхает, у него семья, дети, внуки, поэтому замыкающей является работа Гиппиус Т.Н. «С бабушкой у телевизора». Скоро наступит иная жизнь, с точки зрения быта она станет гораздо легче, но будет ли в ней столько искренних улыбок, сколько мы видим здесь?

Выставка никого не оставляет равнодушным, каждый находит картину, сюжет, деталь, знак, пробуждающий личные воспоминания: планер, который клеют ребята на веранде; девушка с коньками - ты тоже ходил на каток; скамейки в парке - в похожем гуляла с тобой бабушка, а вот ты сам в белой шубке и шапке с пумпонами.

Давайте сердечно поблагодарим художников, запечатлевших свое время, работавших, не взирая на трудные условия, честно и профессионально. Людей сохранивших их живопись; организаторов выставки, разыскавших и показывающих данные работы нам, зрителям, и... давайте вспомним!



Мария Комарова, эксперт музея-галереи «Новый Эрмитаж - один», член Московского Союза художников.



P.S. Выставка продлится до 26 декабря 2002 г., режим работы: понедельник-пятница - с 12.00 до 17.00, суббота-воскресенье - выходной день.

Шедевры частных коллекций
Неизвестные грани творчества Виктора Калинина
Карты и виды России. Выставка гравюр и литографий XVII - XIX вв.
Русский авангард 10-х и 60-х
Александр Ситников
Художники русского зарубежья
Пейзаж в творчестве русских художников
Женские образы в искусстве
...о, город мой неуловимый...
Константин Горбатов
Реликвии российских масонов
Давайте вспомним! выставка произведений художников 30-х - 60-х годов
Давайте вспомним! выставка произведений художников 30-х - 60-х годов
"Давайте вспомним! выставка произведений художников 30-х - 60-х годов"
 
Ваш заказ
Прекрасный талант - несчастная судьба >>>
Выставка "А.П. Чехов и город Воскресенск" в "Новом Иерусалиме" >>>