in English
Музей-галерея Новый Эрмитаж ...о, город мой неуловимый...
О галерее Новый Эрмитаж Новости галереи Собрания галереи Выставки в Новом Эрмитаже
Издательская деятельность Библиотека изображений Услуги галереи
...о, город мой неуловимый...

В 10-30-х годах ХХ века городской пейзаж стал популярным образом, к которому обращались многие художники. Безусловно, и на рубеже веков существовал интерес к архитектурным мотивам. Но если члены "Союза русских художников" представляли на своих полотнах прежде всего русские монастыри и деревни, то такие мэтры, как А.Бенуа, М.Добужинский, А.Остроумова-Лебедева, входившие в состав объединения "Мир искусства", перенесли акцент на изображение городской среды. Город в работах этих мастеров, воспевших Петербург, превращался в некое ностальгическое воспоминание о давно ушедших временах, в которых современному человеку нет места.

Последующие поколения не являлись уже простыми сторонними наблюдателями городской жизни. Русские кубофутуристы активно подчиняли город своим настроениям, анализировали и препарировали. В основе их работ лежит составление архитектурных объемов из цветовых плоскостей, независимо от того, видим ли мы на картине Киев Д.Штеренберга, Бенарес А.Кравченко или Москву А.Лентулова. И даже в более поздние 20-30-е годы "кубистический" подход к изображению архитектуры все еще отчетливо просматривается в творчестве ведущих представителей "Бубнового валета" П.Кончаловского, А.Куприна, А.Осьмеркина.

Менялись времена, менялось отношение к городу... В 30-е годы многие художники, не согласные с официозной художественной политикой, искали в огромном мегаполисе "близкие сердцу уголки", которые оживали потом на их полотнах. Эти пейзажи дышат нежностью и любовью. Для многих московских художников того времени "малой родиной", например, стал район Масловки, где располагались мастерские Союза художников. Эти тихие городские окраины не терпели никакой помпезности и выспренности. Старые домики, узкие улочки, небольшие дворики, тоненькие деревца - вот виды, запечатленные в скромных работах С.Адливанкина, В.Мидлера, А. Бычковой-Кольцовой, пронизанные теплыми чувствами и искренностью.

На картинах А.Лабаса, А.Куприна, П.Покаржевского даже такие одиозные мотивы, как Московский Кремль, представали смягченными, окутанными лирическим флером. И этот взгляд на памятники русской архитектуры, конечно, определялся тем, что эти работы были не "заказные", а глубоко личностные.

В заключение стоит заметить, что лейтмотивом большей части экспонируемых городских пейзажей является мотив "моего" дома. И не важно, где этот дом... А.Кравченко находит его и в Париже, и в Бенаресе, Л.Туржанский и П.Кончаловский - в старой Москве, Н.Удальцова - в Армении, А.Древин же - на Алтае. И не важно деревенский это дом или городской, потому что любой город начинается с одного дома. И вот перед нами этот дом, а рядом - одно дерево, один человек, одно животное - все то, что представляет собой основу человеческого бытия в мировом круговороте.

Лариса Кашук
кандидат искусствоведения

Шедевры частных коллекций
Неизвестные грани творчества Виктора Калинина
Карты и виды России. Выставка гравюр и литографий XVII - XIX вв.
Русский авангард 10-х и 60-х
Александр Ситников
Художники русского зарубежья
Пейзаж в творчестве русских художников
Женские образы в искусстве
...о, город мой неуловимый...
Константин Горбатов
Реликвии российских масонов
Давайте вспомним! выставка произведений художников 30-х - 60-х годов
...о, город мой неуловимый...
"...о, город мой неуловимый..."
 
Ваш заказ
Прекрасный талант - несчастная судьба >>>
Выставка "А.П. Чехов и город Воскресенск" в "Новом Иерусалиме" >>>