in English
Музей-галерея Новый Эрмитаж Реликвии российских масонов
О галерее Новый Эрмитаж Новости галереи Собрания галереи Выставки в Новом Эрмитаже
Издательская деятельность Библиотека изображений Услуги галереи
Реликвии российских масонов

О масонстве в России многое известно. Академические исследователи вводят в научный оборот новые архивные источники, открывают неизвестные факты, публикуют итоговые работы по определенным областям масоноведения, однако многие стороны жизни вольных каменщиков еще должным образом не освещены.

Во многом это относится к обрядности лож. И широкой публике, и специалистам остаются малоизвестными сведения о вещественных свидетельствах жизни братьев. И это, к сожалению, вполне естественно, ведь, в то время как в Европе прекрасно иллюстрированные и аннотированные каталоги масонских музеев и собраний регулярно публикуются и общедоступны, российский читатель для удовлетворения своего интереса не может воспользоваться ни одним такого рода изданием. И немудрено, что и музейные работники, и коллекционеры редкостей часто с недоумением взирают на лабиринт масонской символики.

Именно поэтому весьма важным шагом представляется публикация раритетного памятника - коллекции символических атрибутов российских вольных каменщиков к. XVIII - первой четверти XIX вв. из архива нижегородской ложи Вновь Возженного Светильника при Трех Колоннах. Это первый такого рода каталог на русском языке, что само по себе очень ценно. В то же время, нельзя не сказать об уникальности самого собрания, а именно - о его цельности и комплексности.

Известно, что у каждой масонской "мастерской" имелась специальная "архива", в которой хранились разнообразные документы и обрядовые символические предметы, однако дошедшие до нас такого рода архивы существуют теперь в разрозненном виде. Причиной тому - драматические взаимоотношения вольных каменщиков как между собой, так и с российским самодержавием, неоднократные запрещения деятельности лож и, как следствие, уничтожение значительного количества масонских бумаг и вещей.

Между тем, движение вольных каменщиков, в которое было вовлечено едва ли не все образованное общество России, оказало заметное влияние на ее политику и культуру. Особую ценность для изучения этого движения представляют коллекции-комплексы, состоящие из документов и предметов, неразрывно связанных между собой по смыслу и назначению.

Именно такой и является коллекция предметов нижегородской ложи. Ведь составляющие ее реликвии более полутора веков берегли в качестве семейной реликвии, они составляют такой единый комплекс, который только и может дать реальное представление о жизни конкретных людей, братьев-масонов. Кто из них первоначально сохранил эти свидетельства дружеских уз, вероятно, навсегда останется тайной. Скорее всего, собрание сложилось, в непростой период жизни владельцев вольнокаменщических предметов.

Известно, что деятельность масонских лож в России была прекращена первоначально благоволившим к ним Александром I в 1822 г. Братья располагали четкими инструкциями, как действовать в случае закрытия "мастерской" (каковы бы ни были причины) или в преддверии опасности, грозившей раскрыть тайны Ордена. Уложения требовали, чтобы в такой ситуации все вещи и бумаги, имевшиеся на руках у масонов, были переданы в ложу, членами которой они состояли, а ложи, в свою очередь, сдавали свои архивы в головные Великие управляющие "мастерские". При таких пересылках соблюдалась большая осторожность и почте, естественно, не доверяли. В ожидании надежного случая, архивы запечатывали и хранили в тайниках сельских и городских усадеб.

Легко предположить, что доверенное лицо могло и не появиться, и тогда заветные "клейноды" оставались на руках у членов ложи, переходили в собственность их потомков вплоть до XX века. Очевидно, что и судьба масонских предметов членов нижегородской ложи оказалась схожей. Владельцы не смогли передать их масонским властям, и они сохранились в семейном владении, несмотря на все перипетии русской истории.

История ложи Вновь Возженного Светильника при Трех Колоннах, с одной стороны, весьма тесно c движением декабристов, которые старались использовать в своих целях организационную структуру лож и систему "рекрутирования" новых членов (в особенности это относится к тем, кто был связан с Орденом русских рыцарей М.А. Дмитриева-Мамонова (с 1818 г. - Союз благоденствия)). Тактика руководителей декабристов заключалась в том, чтобы параллельно с "мастерскими" создавать и свои провинциальные "управы" для того, чтобы оказывать влияние на позиции дворянства в крестьянском вопросе. Именно в этом контексте и следует рассматривать основание ложи в Нижнем Новгороде в 1917 г.

"Мастерская" работала по Шведской системе, в ней состояли по большей части как петербургские, так и нижегородские чиновники, в основном работавшие в системе Министерства финансов в Департаменте горных и соляных дел, некоторые из них были посвящены высокие степени. Поскольку официального разрешения на работы получено не было, заседания до 1827 г. проводились тайно в доме Великого мастера (руководителя), Андрея Васильевича Сверчкова.

В то же время деятельность нижегородских масонов не ограничивалась лишь декабристским влиянием. Название ложи позволяет предположить, что у истоков ее деятельности стояли известный литератор Савва Андреевич Москотильников (1768-1852), член ложи Восходящего Светила, работавшей в конце XVIII в. в Казани, а также Федор Федорович Франкен (1-й надзиратель в 1817 г.), участвовавший в основании в Петербурге ложи Трех Светил в 1816 г. (он стал вольным каменщиком в 1787 г. в ложе Гигеи в Петербурге).

В Нижнем Новгороде "работал" и другой масон "старого призыва" - Дмитрий Егорович Полоченинов, посвященный в ложе Нептуна в Кронштадте в 1780 г. Интересно отметить, что в петербургской ложе Скромности в конце 1780-х гг. состояли Георг Франк и Георг Людвиг Эвениус, дети которых - Карл Егорович Франк и братья Георг, Иван и Христиан Эвениусы - были членами нижегородской ложи. Важно отметить, что ложа Гигеи входила в союз ложи Скромности.

Вероятно, особый импульс развитию масонства в Нижнем Новгороде придали два события: иммиграция французов, бежавших от революции, а также эвакуация московских и петербургских жителей во время нашествия Наполеона.

Что касается сынов Франции, то наиболее колоритной фигурой стал аристократ Франц Осипович Массарий (Мажарий Форамуз), бежавший в Россию в период между 1799 и 1804 гг. (период консульства Наполеона). Он немедленно получил русское подданство и дворянское достоинство, до 1812 г. занимал пост губернского стряпчего (прокурора). Прославился своим мистицизмом и верой в вещие сны, ввел парфорсную охоту, слыл либералом и был чрезвычайно популярен в нижегородском высшем свете. В 1819 г. служил директором конторы Нижегородского ярмарочного двора, имел чин коллежского советника. Во время войны 1812 г. в Нижний Новгород перебрались очень многие столичные деятели науки и культуры, в том числе Н.М. Карамзин, а также профессора Московского Университета, активно распространявшие учение Ордена вольных каменщиков в России. В доме дворянина и масона Аверкиева, связанного семейными узами с Эвениусами, собирался кружок литераторов, посвященных в столичных ложах (среди них - В.Л. Пушкин, Ю.А Нелединский-Мелецкий). Это общение наверняка способствовало тому, что и коренные нижегородцы увлеклись поисками истины и стремлением к самосовершенствованию. Важно отметить, что практически все члены ложи Вновь Возженного Светильника при Трех Колоннах участвовали в "работах" различных петербургских "мастерских", т.е. были связаны как по службе, так и по "масонской" линии.

Документальный архив ложи сохранился лишь частично, в основном в фондах Государственного архива Нижегородской области (к сожалению, пострадавших от пожара). Поэтому весьма ценным дополнением к собственно предметам служат частные письма семьи Аверкиевых - Эвениусов, позволяющие больше узнать об их жизни.

Члены ложи Вновь Возженного Светильника при Трех Колоннах:

1. Сверчков Андрей Васильевич. Великий мастер в 1817 г. В 1812 г. чиновник 8 класса, в 1814 г. военный советник. В 1812-1814 гг. служил "у разных поручений" в комиссариатском департаменте Военного министерства. В 1817 г. коллежский асессор. В 1820-23 гг. управляющий по ведомству конторы Нижегородских и Рыбинских главных соляных запасов, чиновник 7 класса. В 1827 г. чиновник Нижегородской солевозной комиссии.

2. Белявский Максим Потапович. Наместный мастер в 1817 г. В службу вступил в 1784 г. В 1804 г. пожалован в дворянское достоинство. Работал при исполнении поручений при департаменте горных и соляных дел Министерства финансов. В 1816 г. - отставной майор, в 1817 - 1819 - надворный, затем статский советник.

3. Франкен Федор Федорович. 1-й надзиратель в 1817 г. В 1813-1816 гг. - титулярный советник; в 1821-1823 гг. - коллежский асессор, советник по счетной части Нижегородской соляной комиссии.

4. Белавин Борис Иванович. 2-й надзиратель в 1817 г. Сын Нижегородского военного губернатора. Род. 1790(91) - ум. на Кавказе. Из дворян Нижегородской губ., военный, участник войны 1812 г. Жил в с. Чернухе Макарьевского уезда. В 1821-22 гг. - Макарьевский уездный предводитель дворянства. Имел двух братьев, один из которых - декабрист.

5. Де Виадо Аким Акимович. 1-й стюарт в 1817 г.

6. Погуляев Тимофей Гордеевич. Ритор в 1817 г. В 1823 г. чиновник 9 класса, советник по части распределительной в Нижегородской солевозной комиссии. В 1833 г. надворный советник, советник Нижегородского соляного правления.

7. Мотыль Данило. Секретарь в 1817 г. В 1818-1821 гг. губернский секретарь (в Нижнем Новгороде?).

8. Грессан Андрей Леонтьевич. В 1812-1814 гг. старший помощник начальника 3 отделения канцелярии министра внутренних дел, служил под руководством И.Н. Белоклокова (активного масона). 1821 гг. служил в Министерстве внутренних дел, затем получил звание титулярного советника. В 1817-1823 гг. титулярный советник, являлся казначеем по ведомству конторы Нижегородских и Рыбинских главных соляных запасов. После 1823 г. вышел в отставку и жил в Балахне. Его брат Петр (также масон) в 1822 г. - поручик, управляющий Балахнинским уездным правлением питейного сбора.

9. Массарий Франц Осипович (Мажарий Форамуз). Его сын Николай (также масон) служил исправником земского суда в Балахне.

10. Москотильников (Москотельников) Савва Андреевич (?).

11. Полоченинов Дмитрий Егорович. Служил по морской части (учился в кадетском корпусе, гардемарин) с 1767 г. С 1780 уволен от службы, с 1781 г. жил в Нижнем Новгороде. В 1803 г. - советник Нижегородской соляной конторы, в 1806-1810 гг. - советник экспедиции соляных запасов, статский советник. Жил около Арзамаса, помещик.

12. Франк Карл Егорович (28.09.1793-17.03.1872). В 1808 г. вступил в службу. В 1816 г. чиновник 12 класса. В 1817 г. губернский секретарь. В 1819 г. старший помощник начальника стола департамента духовных дел. В 1820-22 гг. титулярный советник, столоначальник 1-го отделения департамента духовных дел. Закончил карьеру вице-директором канцелярии обер-прокурора Синода, с 1841 г. - дворянин, затем тайный советник. Похоронен на Католическом кладбище в Санкт-Петербурге.

13. Эвениус Георг (? - после 1839). Доктор медицины 8-го класса. В 1823-26 гг. оператор Нижегородской врачебной управы. С 1 сентября 1828 г. директор училища в Казани.

14. Эвениус Иван Егорович (ок.1790 - не ранее 1844). Учился в Московском Университете. Служил в дирекции путей сообщения, в 1814-1826 гг. - в Совете путей сообщения. В 1819 г. начальник архива Совета путей сообщения. В 1820-21 гг. жил в Нижнем Новгороде. В 1819-1822 гг. титулярный советник. В 1821-22 гг. помощник секретаря особенной канцелярии Главного управления путей сообщения. В отставке с 1843 г.

15. Эвениус Христиан Егорович (ок.1786 - ?). Лютеранин, провизор, аптекарь. В 1819-23 гг. член в Нижнем Новгороде Санкт-Петербургского фармацевтического общества.

Справочные сведения о российском масонстве:

исторические справки о ряде масонских лож, об особенностях масонских систем и об организации работы братьев

1. Историческая справка о ложе Соединенных Друзей (часто употреблялось и ее французское название "Les Amis Reunis").
Основана 10.06.1802 г. в Петербурге, работала по французской системе. До 1810 г. была независимой, в 1811 г. примкнула к союзу Великой Директоральной ложи Владимира к Порядку и осталась в нем после преобразования последней в Великую Провинциальную Ложу (ВПЛ) в 1816 г. В указанный период ядро этой "модной" ложи, во главе которой стоял действительный камергер и дипломат А.А. Жеребцов (который стал масоном во время пребывания во Франции в 1801 г.), составляли представители петербургской знати, гвардейские офицеры, крупные чиновники, проникнутые настроениями "салонного либерализма".

"Мастерская" вышла из союза ВПЛ 11.12.1816 г. и с марта 1817 г. перешла в союз Великой ложи Астреи, в связи с чем часть братьев, пожелавших остаться в прежнем союзе, образовали ложу Северных Друзей.

Работала на французском, а с 1817 г. на русском языке. С этого же времени использовала шведскую систему, что противоречило умонастроениям братьев, объединенных в союзе Астреи. Вероятно, поэтому в 1819 г. ложа Соединенных Друзей бездействовала.

Собрания ложи проводились первоначально в подземелье петербургской Мальтийской церкви, а затем "в большом доме на Фонтанке близ Аничкова моста".

2. Историческая справка о ложе Северных Друзей (встречаются также варианты названия: "Друзей Севера" и "Les Amis du Nord").
Дата основания, помещенная на знаке (18 марта 5817) как бы "объединяет" дату основания (18 марта 1816) и дату официального открытия (09.04.1817) ложи.

Интересны причины открытия этой "мастерской". Как известно, масонские системы предполагают разную философскую основу "работ", а также количество степеней, в которые может быть посвящен брат. До 1815 г. в России были распространены ложи, работавшие по т.н. "шведской" и "французской" системам с большим количеством степеней. Они объединялись под управлением Великой Провинциальной ложи (ВПЛ).

Затем, однако, значительная часть братьев отказалось от столь сложных работ и начала использовать "староанглийскую систему" с тремя степенями. В качестве союзной возникла Великая ложа Астрея, к которой стали переходить многие "мастерские" из союза ВПЛ. Именно так поступила ложа Соединенных друзей в 1817 г. Те из ее членов, кто пожелали продолжать работать по-старому, образовали еще в 1816 г. ложу Северных Друзей.

Это не разрешило всех противоречий, и в июле 1818 г. ложа Северных друзей вышла из подчинения ВПЛ, зарегистрировавшись в союзе Астреи под № 19. Вскоре после этого закрылась. Работы велись на французском языке.

3. Историческая справка о Великой Директоральной ложе Владимира к Порядку.

Начала работать в 1810 г. в Петербурге под названием Три соединенные ложи (Елизаветы, Петра, Александра). Под таким названием работала только 1 год.

Открытие этой ложи завершило сложный организационный этап в истории нескольких российских масонских лож начала XIX века. Именно в это время определялась их структура, создавались главные (союзные) ложи, объединяющие рядовые "мастерские".

Кроме того, в период 1805-1810 гг. происходило возобновление работы российских лож после екатерининского запрещения 1792 года.

Так, ложа Пеликана, работавшая еще в 1770-х гг. в Петербурге, в 1803-1805 гг. вновь начала свои работы под новым названием "Благотворительности к Пеликану", а в1805 г. официально открылась, именуясь уже "Александра к Благотворительности коронованного пеликана". Именно о ней в "Обращении ложи Елизаветы к Добродетели к другим ложам 1818 г." говорилось: "Ложа Пеликана была разделена на три ложи, т.е. Елизаветы к Добродетели, Александра к Благотворительности коронованного пеликана (возобновленная Пеликана), Петра к Истине".

В 1811 г. Три соединенные ложи были преобразованы в Великую Директоральную ложу Владимира к Порядку (в память Св. Благоверного Князя Владимира Красное солнышко. Иногда ее называли ложей "Святого Владимира"). С 19 сентября 1816 г. стала Великой Провинциальной ложи России. Все эти годы вплоть до закрытия в 1821 г. работала по шведской системе, т.е. признавала высокие степени. Из ее членов формировалась Верховная Директория, которая считалась высшим правлением этой системы в России.

Статус ложи подчеркивается тем, что на ее знак нанесено изображение "кафинского" узла как символа единения лож.

4. Историческая справка о ложе Петра к Истине.
Ложа была основана 22 мая 1810 г. в Петербурге.

Большинство ее членов составляли врачи, аптекари, фельдшеры - преимущественно лютеране немецкой национальности (хотя среди них были и ремесленники, и владельцы небольших предприятий). Именно поэтому работы велись в основном на языке Гете, что и отразилось в нанесении на знак ложи именно немецких букв. Естественно выглядит в данном случае и помещенный на знаке излюбленный масонский символ вечности и мудрости - змея, кусающая хвост, - который, в то же время, напоминает символ медицины - змею, обвивающей чашу.

Члены ложи Петра к Истине прошли сложный путь философского поиска. Сначала они признавали не только три основные масонские степени ученика, подмастерья и мастера, но и высокие "градусы" и работали по т.н. "Шведской системе". Позднее братья (первыми в России) совсем отказались от высших масонских степеней, стараясь изгнать из Ордена "всякий мистицизм".

Состоявшие в ложе вольные каменщики отдавали предпочтение в широком смысле "цивилизаторской" функции масонства, они давали платные благотворительные концерты, образовали Комитет помощи раненым во время Отечественной войны 1812 г. и т.д.

Известен адрес ложи: ее заседания проводились в доме Мааса в Кирпичном переулке в Петербурге. Помещение оформил граф Федор Толстой, впоследствии вице-президент Академии художеств. Он был не только прекрасным художником, медальером, но и, судя по воспоминаниям его дочери, превосходным дизайнером интерьеров.

5. Историческая справка о ложе Трех Светил.

Инсталляция ложи произведена 4 декабря 1816 г. Работала в союзе Великой Провинциальной ложи (ВПЛ). В числе ее основателей был Федор Федорович Франкен (член ложи 7-й степени, казначей до сентября 1817 г., отсутствовал с 23 октября 1818 г. - видимо потому, что находился в это время в Нижнем Новгороде).

Заседания проходили один раз в неделю в помещении ВПЛ.

6. Особенности масонских сертификатов.

Различают два вида документов, выдаваемых вольным каменщикам: "диплом мастера" (свидетельствующий о посвящении брата) и удостоверение, по которому привратник ложи определял, может ли тот или иной масон присутствовать на заседании в той или иной степени.

Существовали также патенты на осуществление работ, получаемые рядовыми ложами от тех или иных Великих "мастерских".

7. Особенности масонских систем (ритуалов). Иоанновское масонство.

Основное содержание масонских "работ" составляет постижение неких духовных истин, закодированных в символах. Этот погружение в тайны Ордена вольных каменщиков происходит последовательно, каждый шаг оформляется в виде посвящения брата в определенную степень. Условно эти степени, число которых в отдельных системах может доходить до 90 и более, делятся на три группы: сначала идут иоанновские в честь Св. Иоанна Крестителя, являющиеся базовыми для всех масонских ритуалов (1-3), затем следуют высшие, которые в разных системах (Шведской, Французской, Древнем и Принятом Шотландском Уставе и др.) имеют неодинаковое (иногда близкое) содержание. Всего насчитывается около 50 систем.

Необходимо отметить, что зачастую иностранные масоны открывали русским братьям "градусы" своих систем не сразу, поэтому в ложах работы могли вестись по "усеченному" варианту.

Иоанновских степеней три - ученик, подмастерье и мастер. Прообразом этих степеней является работа средневековых ремесленных цехов, а их философскую и духовную основу составляет легенда о строительстве Соломонова Храма. В ложах первых трех градусов масон должен был работать над усовершенствованием и очищением собственной души, чтобы на земле скорее наступил "золотой век" Астреи (мудрости).

Брат-ученик носил в ложе серебряную неполированную лопаточку, простой белый запон и белые перчатки. Ученику полагалась полированная лопаточка и белый передник с тремя белыми розетками. Мастер "налагал" белый запон с тремя голубыми розетками, золоченую лопатку, белый костяной ключ.

8. Особенности масонской Шведской системы (ритуала).

В Швеции, явившейся родоначальницей одноименной системы, высокими степенями стали "рыцарские" ("тамплиерские"), в которых ожили традиции Ордена Рыцарей Храма. Они подразделяются на т.н. "андреевские" в честь Св. Андрея (4-6) и высшие, собственно рыцарские (7-14). В России Шведская система распространилась с 1780-го года.

Андреевскими ложами управляла особая Шотландская Директория, подчинявшаяся Капитулу, руководившему работой высших степеней Шведской системы. В организационном смысле "шотландские" братья отвечали за привлечение в ряды масонов новых членов. В идейном смысле Андреевские степени посвящались идее смерти за идеалы масонского Ордена, а также воспитанию личных духовных качеств.

4-я степень посвящалась идее смерти за идеалы масонского Ордена. Именно поэтому в общий "убор Избранного брата или ученика (Избранного товарища) входили черно-белый запон с мертвой головой, знак - мертвая голова - на нашейной черно-белой ленте, а также чрезплечная черно-белая лента с обоюдоострым трехгранным кинжалом.

Возможно, в России первоначально были известны не все степени Шведской системы. В их Описании отсутствует степень шотландского товарища (5-я), из-за чего несколько нарушен порядок "градусов". Впоследствии, вероятно, этот пробел был восполнен, о чем свидетельствуют предметы из коллекции нижегородской ложи Вновь Возженного Светильника при Трех Колоннах. Так, в 5-й степени - шотландского подмастерья - масон носил запон с пентаграммом, а также знак "пламенеющий пентаграмм".

В общий "убор" 6-й степени шотландского мастера, кроме соответствующего запона, входили нашейная зеленая лента с Андреевским крестом; чрезплечная красная лента с зеленой каймой (носилась с правого плеча на левую сторону), к которой крепился гексаграмм с литерой "G". Именно этот шестиугольник означал "борение света духа с тьмою материи".

В степени шотландского мастера мог состоять только тот, кто мог служить Отечеству "или дарованием или имуществом". Подобное повышение давало важное право "держать тайно ложу и в присутствии другого шотландского мастера постороннего (т.е. непосвященного в масонство - Д.Л.) принять и дать ему в один и тот же день степень ученическую, товарищескую и мастерскую безденежно".

9. Сведения о должности Дародателя Капитула Шведской системы.

В любой масонской ложе существовали т.н. офицеры (официалы) или должностные лица, которые осуществляли руководство ложей и одновременно участвовали в обрядах на ведущих ролях. Например, в обряде посвящения в высшие рыцарские степени в Капитуле Шведской системы участвовали Великий Префект, два обрядоначальника, приор, секретарь, два великие блюстители храма, блюстители хоругви, короны, лампады, меча, наугольника, а также великий дародатель. Последний считался высшим духовным лицом Капитула и, следовательно, всей Шведской системы. Ему отводилась главная роль в обряде Тайной Вечери с преломлением хлеба и испитием вина в знак очищения от грехов.

На эту должность назначался старейший и мудрейший член Капитула, а если такого назначения не производилось, то его функции мог временно исполнять тот "рыцарь", которого считали самым достойным.

10. Особенности масонской Французской системы (ритуала).

Французская система сложилась в этой стране в конце XVIII в. под влиянием реформированной Старо-Английской системы. Смысл обновления последней состоял в том, что к базовым Иоанновским степеням стали добавлять 4-ю (Королевской Арки), которая со временем стала считаться "переходной" к высшим 5-7-й. Во Франции эта 7-градусная система получила широкое распространение, по-разному модифицируясь в разных ложах. В России ее узнали, вероятно, благодаря А.А. Жеребцову, который был членом французских лож. Степени ее были следующие: Иоанновские (1-3), Избранный мастер (4), Шотландский мастер (5), Рыцарь Востока (6), Розенкрейцер (7).

Уже к 1801 г. во Франции сложился новый ритуал, который стал называться "Обновленным Французским", но в России продолжали работать по старой "Французской системе", о чем свидетельствует масонское удостоверение, выданное Ивану Воронцову ложей Соединенных Друзей (вероятно, в 1810 г.). Среди подписавших его чиновников ложи - Василий Пушкин, имевший степень Избранника (4-ю) и Сергей Ланской, посвященный в 5-й градус (Великого Шотландца/ Шотландского гранда) В "Обновленной Французской системе" степени были следующие: Иоанновские (1-3), Превосходный мастер (4), Избранный мастер (5), Шотландский мастер (6), Рыцарь Востока (7). Последний градус считался "Розенкрейцерским".

11. Особенности основания и официального открытия (инсталляции) лож.

Процесс создания ложи был достаточно длительным. Сначала несколько вольных каменщиков, решивших образовать новую "мастерскую", собирались и проводили подготовительные работы (сбор средств, изготовление обрядовой утвари и т. д.). Затем подавалось прошение в какую-либо Великую (союзную) ложу с просьбой о принятии в масонский союз. Если просьба удовлетворялась, то вновь образованной ложе присваивался номер, утверждался ее знак; затем проводился обряд ее официального открытия (по терминологии XIX в. - инсталляция). Таким образом, даты основания и открытия не совпадали.

12. Особенности масонского календаря.

Вольные каменщики полагали, что акт творения мира имел место за 4000 лет до Рождества Христова, и вели с этого момента исчисление времени "истинного света".

Кроме того, в начале XIX в. наступление нового "масонского" года российские братья отмечали 1 марта; месяцы не имели названий, а только номера; числа не отличались от общепринятых.

Таким образом, если год дан в масонском летоисчислении (например, 5815), то в общепринятом это 1815 г.; третий месяц - это май и т.д.

13. Особенности масонских заседаний.

Регулярные "работы" вольных каменщиков бывали следующие:

  • ложи поучения, в которых разъяснялись значения символов, моральные принципы Ордена и т.д.;
  • ложи совета - для обсуждения административных дел;
  • ложи посвящения;
  • ложи братской трапезы (столовые);
  • торжественные (на них отмечались разнообразные праздники);
  • траурные.

14. Принцип работы масонов в различных степенях.

Тайное знание открывалось посвящаемому в вольные каменщики не сразу: все новые его грани адепт изучал, поднимаясь от степени к степени, от "иоанновского" масонства к высшим градусам. Поэтому ученик не мог присутствовать на заседаниях товарищей или мастеров. В то же время, ложей иоанновских мастеров мог управлять лишь брат в степени шотландского мастера. В одной и той же мастерской могли объединяться масоны как низких, так и высоких степеней. В вязи с этим знак президента мастерской мог различаться в зависимости от того, в какой степени открывались работы ложи.

15. Сведения о должностных лицах лож.

Каждая ложа имела своеобразный "административный штат", отвечавший за ее функционирование. Первым лицом был управляющий/великий мастер (президент, "мастер стула"), у него хранились Библия, акты, конституция и законы ложи. Затем иерархия чиновников выстраивалась следующим образом:

  • Почетный/наместный мастер (обычно тот, кто управлял ложей раньше или же вице-президент ложи; ведал благотворительной деятельностью ложи).
  • 1-й надзиратель и 2-й надзиратель (члены Совета ложи).
  • Секретарь (вел протоколы и архив ложи).
  • Казначей (отвечал за кассу и приходно-расходные книги).
  • 1-й стуарт и 2-й стуарт (амуниры/ дародатели/ милостынесобиратели/ попечители о бедных; они собирали пожертвования и отвечали за обрядовые вещи ложи).
  • Ритор (оратор).
  • 1-й обрядоначальньник и 2-й обрядоначальник.
  • Страж (привратник).

Управление ложей в случае отсутствия "мастера стула" могло переходить к наместному мастеру, а затем к 1-му надзирателю.

Д.Д. Лотарева, эксперт музея-галереи "Новый Эрмитаж - один"

Шедевры частных коллекций
Неизвестные грани творчества Виктора Калинина
Карты и виды России. Выставка гравюр и литографий XVII - XIX вв.
Русский авангард 10-х и 60-х
Александр Ситников
Художники русского зарубежья
Пейзаж в творчестве русских художников
Женские образы в искусстве
...о, город мой неуловимый...
Константин Горбатов
Реликвии российских масонов
Давайте вспомним! выставка произведений художников 30-х - 60-х годов
Реликвии российских масонов
"Реликвии российских масонов"
 
Ваш заказ
Прекрасный талант - несчастная судьба >>>
Выставка "А.П. Чехов и город Воскресенск" в "Новом Иерусалиме" >>>