in English
Музей-галерея Новый Эрмитаж Карты и виды России. Выставка гравюр и литографий XVII - XIX вв.
О галерее Новый Эрмитаж Новости галереи Собрания галереи Выставки в Новом Эрмитаже
Издательская деятельность Библиотека изображений Услуги галереи
Карты и виды России. Выставка гравюр и литографий XVII - XIX вв.

Географическая карта – это изображение,
описывающее положение страны
или ее части на плане, искусно нарисованном.

Ф.Клювер

Старинные географические карты, в которых, словно в нервном узле, сплелись историческое время, политические интересы, уровень научных знаний и представлений о мироздании, дают нам ощущение сопричасности духу другого времени и иной культуры.

«Случайно, на ноже карманном, Найди пылинку дальних стран – И мир опять предстанет странным, Закутанным в цветной туман», – писал Александр Блок.

Гравированный лист с изображением карты обладает художественным эффектом соединения таких противоположных начал, как геральдическая пышность декора, математическое построение, географическая достоверность чертежа. Для показа на выставке отбирались карты, отличающиеся высоким художественным мастерством. Это работы известных граверов, листы из редчайших изданий, карты, посвященные Московии и событиям, связанным с русской историей, карты издательств, определявших уровень и характер карт и обладавших значительным влиянием.

Первые печатные карты были ксилографическими. Внешне они уступали предшествовавшим, тщательно прорисованным на пергаменте и великолепно раскрашенным от руки средневековым картам. Но они стали тиражными, а значит доступными любому желающему. В дальнейшем карты до конца XIX века (почти 300 лет) гравировались в технике резцовой гравюры на металле. Гравированные знаменитыми мастерами и напечатанные в известных издательских домах Европы карты становились частью истории искусства.

Старинные географические карты Московии отражают пристальный интерес Западной Европы к таинственному государству, выросшему на восточных границах цивилизованного мира во времена Ивана III. Властители Европы пытались вступить в союз с Московией в борьбе с исконным врагом – Оттоманской империей; предприимчивые торговцы, голландцы и англичане, искали северный морской путь в таинственный Китай, сухопутный путь в Персию и далее – в глубины Азии; ученые мужи решали вековые географические загадки, восходящие еще ко временам Аристотеля и Птоломея: о форме Каспийского моря и течении реки Сыр-Дарьи, о проливе между Азией и Америкой.

В представленной галереей «Новый Эрмитаж – один» коллекции, любовно и тщательно собираемой в течение многих лет, все эти узловые аспекты нашли свое отражение.

В конце XVI – начале XVII веков отважные голландцы-мореходы под предводительством В.Баренца отправились северным морским путем в Китай, но были остановлены тяжелыми льдами в районе Новой Земли. Карты из труда М.Беллина «Описания морских путешествий» подводят итог столетним усилиям европейцев проникнуть в Китай северным путем.

В царстовование Ивана Грозного английские путешественники (наиболее известный из них в истории картографии – А. Дженкинсон) через Архангельск достигли столицы Московии. Их интерес к Русскому Северу – стране пушнины и морского зверя - отражен в картах XVII–XVIII веков. Здесь уместно заметить, что со времен знаменитого картографа Меркатора становится традицией «меркаторская проекция» в начертании карт. В этой проекции, близкой к современной, приполярные области выглядят более крупными и значительными. Интересен тот факт, что собрание карт стали называть «Атласом» именно благодаря Меркатору, т.к. на титульном листе его карт был изображен античный гигант Атлас, несущий на плечах земную сферу.

Другим важным вопросом политики, истории и, следовательно, гео- и картографии была вышеупомянутая проблема Оттоманской империи или, как говорили политики XIX века, извечный «восточный вопрос». Учитывая, что турецкие войска стояли в 1683 году под Веной, в центре Европы, актуальность союза с Московией, а значит и подробные карты ее южных рубежей, несомненна. Поэтому значительная часть карт подробно расшифровывает ситуацию близ Черного и Азовского морей и иллюстрирует исчесзновение татарских ханств в южных степях, их отступление за Перекоп и, наконец, присоединение Крыма к Российской империи.

В конце XVII века в Германии, уже около столетия уступавшей Голландии первенство в картографии, возрождается изготовление карт, и этот процесс связан с Иоганном Батистом Хомманом (1663-1724).

В 1702 г. Хоманн открыл в Нюрнберге типографию, выпускавшую книги по географии. Старые традиции книгопечатания в Нюрнберге способствовали расцвету издательства. К «Большому атласу мира» (1716 г., 126 листов) принадлежит большая часть карт, представленных на выставке и напечатанных после смерти Хоманна его наследниками.

На протяжении XVII столетия в Европе продолжают переиздаваться карты Гесселя Герритса и Исаака Массы, но начиная с 1674 основными картами России становятся французские. Первым выпустил такую карту Сансон, а затем она под разными именами переиздавалсь вплоть до XVIII века. Традиции французской картографии опирались на научные исследования Парижской Обсерватории, авторитет Королевской академии наук. Блестящая эпоха французской науки и культуры в Век Просвещения вызвала волну подражания во многих странах, в том числе и в России. Российские карты и атласы зачастую печатались на французском языке.

Отдельную интересную страницу представленной коллекции составляют литографии с рисунков с натуры французского путешественника Андрэ Дюрана, объехавшего Европейскую Россию в конце 30-х годов XIX века. Европейские путешественники начала XIX века, такие как маркиз де Кюстрин, Жозеф де Местр, видели Российскую империю в негативных тонах.

Но литографии Дюрана открывают перед зрителем процветающую страну с зажиточным сельским населением, живущих в двухэтажных избах, похожих на особняки, и даже кабаки в глухих деревнях напоминают сказочные терема.

Таким образом, выставка эскизно представляет эволюцию образа России-Московии в европейском сознании, попытки передать на ограниченном поле бумажного листа целый мир из множества княжеств и уделов, мир, служащий мостом между Европой и Азией.

Пиггот Г.С.

Шедевры частных коллекций
Неизвестные грани творчества Виктора Калинина
Карты и виды России. Выставка гравюр и литографий XVII - XIX вв.
Русский авангард 10-х и 60-х
Александр Ситников
Художники русского зарубежья
Пейзаж в творчестве русских художников
Женские образы в искусстве
...о, город мой неуловимый...
Константин Горбатов
Реликвии российских масонов
Давайте вспомним! выставка произведений художников 30-х - 60-х годов
Карты и виды России. Выставка гравюр и литографий XVII - XIX вв.
"Карты и виды России. Выставка гравюр и литографий XVII - XIX вв."
 
Ваш заказ
Прекрасный талант - несчастная судьба >>>
Выставка "А.П. Чехов и город Воскресенск" в "Новом Иерусалиме" >>>