in English
Музей-галерея Новый Эрмитаж Константин Горбатов
О галерее Новый Эрмитаж Новости галереи Собрания галереи Выставки в Новом Эрмитаже
Издательская деятельность Библиотека изображений Услуги галереи
Константин Горбатов

Выставка произведений Константина Ивановича Горбатова в "Новом Эрмитаже-1" проходит в год 125-летия со дня рождения художника. Основу экспозиции составляют произведения из коллекции Историко-архитектурного и художественного музея "Новый Иерусалим", которые впервые выставляются в Москве. Это самое крупное собрание работ живописца в России, поступившее в фонды музея в 1964 году из ГДР по завещанию художника, желавшего, чтобы его картины попали на родину. Уникальность и ценность собрания состоит в его полноте: оно отражает практически все периоды творчества мастера - от раннего "российского", представленного в основном малоформатными произведениями, и итальянского, наиболее многочисленного, до самого позднего "берлинского", когда художник практически не мог выезжать из фашистской Германии.

Горбатов уехал из России в возрасте сорока шести лет уже сложившимся мастером, и его творчество не может быть понято вне России. Становление его как живописца происходило в период общего подъёма русского искусства. К обновлению художественного языка стремились в начале ХХ века не только мастера авангарда, но и живописцы, придерживающиеся, как Горбатов, форм традиционного реалистического искусства.

Тематически и формально его искусство перекликалось с творчеством молодых последователей передвижников, объединившихся в "Союз русских художников". Несмотря на то, что своё образование Горбатов получил в Петербурге, в живописных исканиях его многое сближает с москвичами. Как и К.Юон, П.Петровичев, Л.Туржанский, С.Жуковский и другие мастера, входившие в московское отделение "Союза", он обращается к теме национального русского пейзажа, его имя тесно связывают с изображением старых русских городов "древнего Пскова и Новгорода, а также мотивов русской старины".

Уроженец волжского городка, Горбатов хорошо знал русскую провинцию. Его работы 1900-1910-х годов с видами древних городов и с волжскими просторами по живописной манере и настроению вписываются в общую картину развития пейзажного жанра у "союзников", поэтизирующих простые русские мотивы с берёзками, церквями, просёлочными дорогами, избами под серым небом. Продолжая традиции передвижников, Горбатов, как и "союзники", чутко реагировал на всё новое, что происходило в искусстве того времени, в частности на достижения французских импрессионистов. Живописная палитра мастеров постепенно "очищалась", благодаря их обращению к пленэру и устремлённости к эстетическим, а не гражданским задачам, как это было у художников предшествующего поколения.

В творческом плане переезд Горбатова в Европу, долгое проживание его в Италии на Капри, в Венеции был плодотворен: он обрёл там идеальную эстетическую среду. Нарядность, яркость, добротность - вот то, что характеризует итальянские картины художника, и оно вполне совпадает с определением самим Горбатовым искусства "как праздника". Особенно подкупает жизнерадостность и гармоничность в полотнах Горбатова середины 1920-начала 1930-х годов. К лучшим произведениям этого периода можно отнести картину "Итальянский садовник" (1926), где художник достигает почти идиллической слитности человека и природы. Картина примечательна и по сюжету: художник не часто изображал на своих полотнах людей. Как и в русский период, он обращался, в основном, к природным мотивам, органично соединяя их с архитектурными, что делало пейзаж конкретным и узнаваемым, несмотря на обобщенность и декоративность изображения.

Основной источник вдохновения для Горбатова - натура, поэтому так важны для него были путешествия. В музейном собрании хранится примечательный цикл живописных малоформатных картин, написанных во время путешествий художника по Палестине (середина 1930-х годов). Колорит палестинских работ становится иным, по сравнению с итальянскими, в них больше песочного, золотого, объёмы уплощаются.

Творчество Горбатова - цельное явление, хотя нельзя сказать, что его живописный язык не менялся. Безусловно, самое большое воздействие на Горбатова оказал опыт импрессионистов. 1 Но оставаясь во всём верным самому себе, художник был восприимчив лишь к тому, что было близко его видению. Живя в Берлине, он словно не замечал современные ему явления немецкой художественной культуры, связанные главным образом с экспрессионизмом. Он продолжал и после отъезда из России писать древние русские города и "голубые" русские зимы. Одна из самых поздних работ художника из музейного собрания с изображением Ростова Великого датируется 1943 годом. Правда, изображение на его картинах теряло былую плотность, материальность, а приобретало некоторую призрачность, напоминая изображение вымышленного, ушедшего под воду града Китежа, который художник также писал на протяжении всей жизни. В коллекции музея эта тема представлена одной композицией, выполненной в технике гуаши, она заставляет вспомнить работы русских символистов начала ХХ века. Собственно весь артистизм художника и его романтическое отношение к искусству, которое он превозносил, заявляя, что "только люди, любящие искусство, ценят жизнь, только им доступна тайна бытия", также идут от традиций русского искусства рубежа XIX-XX веков.

Это издание - первая публикация картин Горбатова из собрания Историко-архитектурного и художественного музея "Новый Иерусалим". Оно, как и выставка, - запоздалая дань памяти художника.

Музей-галерея "Новый Эрмитаж-1" благодарит дирекцию музея "Новый Иерусалим" за предоставленные работы. Незначительная их часть экспонировалась в 80-е годы лишь в областных музеях. Таким образом, данная выставка станет открытием для всех любителей искусства столицы, причём открытием грандиозным. Наш музей горд тем, что именно ему выпала честь познакомить Москву с прекрасными творениями художника, которые возвращаются в сердце России, чтобы получить, наконец-то, признание соотечественников, заслуженное признание спустя более чем полвека забвения.

1. В статьях западных критиков искусство Горбатова часто связывают с постимпрессионизмом.

Константин Иванович Горбатов

Неизвестный художник Портрет Горбатова, 1942 г.

Имя Константина Ивановича Горбатова не так прочно, как оно того заслуживает, вошло в искусствоведческую литературу, оно не упоминается в многотомной "Истории русского искусства", о нём не написаны монографии. (1) Всё это легко объяснить, учитывая биографию художника, страницы которой ещё предстоит уточнять будущим исследователям.

О жизни Горбатова до отъезда из России известно немного. Это немногое, в основном, связано с учебой. Ученичество его было долгим и разнообразным, неслучайно он помимо живописи изучал архитектуру, это оказало влияние на всё его последующее творчество: архитектурный мотив был постоянным в его полотнах.

Художественная среда, в которою входил Горбатов, определялась его собственным творчеством - это был круг художников-реалистов. Горбатов регулярно посещал знаменитые репинские "среды" в Пенатах, являлся членом "Общества А.И.Куинджи". До революции жизнь художника складывалась успешно, он был выбран профессором Академии художеств, его произведения положительно оценивались критиками.

Горбатов не оставил, да и не мог оставить в своих записках отзывов на произошедшую в России Октябрьскую революцию. Художник чуть ли не демонстративно аполитичен, и искусство его далеко от революционных поисков левых. Он был реалистом во всём, и его неприятие революции, вероятно, было сродни бунинскому. Разрушалась Россия Горбатова, всё то, что он так любил и поэтизировал в своих полотнах.

Выехав из России, Горбатов с женой направляется в Италию, сначала живет на Капри. В марте 1926 года у Горбатова с успехом проходят выставки в Риме. В итальянской прессе того времени высоко оценивается искусство художника. О нём пишут как "о прирожденном артисте, мощном колористе, оживляющем своим даром современное искусство". Описывая выставку, проходящую в марте 1926 года в Риме, в палаццо Климента Х, итальянский критик Е. Пенетта пишет: "Вот еще Русь: снег и серость,- маленькие картины. Но рядом наше сердце стучит от радости, потому что встречает то, что нам дорого: Неаполь, Капри, Амальфи, Венеция, Равеллу. Побеги виноградной лозы, ветки апельсинов, террасы под солнцем над нашим морем. Красоты пейзажа и луч солнца смягчены художником, который видел верно натуру даже тогда, когда его горячая страстность вела к внешним преувеличениям. Это вызывает наше сочувствие, эффект сопереживания столь интенсивен, что создает впечатление, что реальность художника - это наша реальность." (Газета "Il Messagero" от 14.03.1926)

В 1926 же году супруги переселяются в Берлин. Здесь они снимают большую, хорошо обставленную квартиру, жизнь их налаживается, картины Горбатова пользуются коммерческим успехом. Судя по всему, у мастера была и среда, которая не давала чувствовать себя одиноким вне России. Круг русских художников, поселившихся в Берлине, был достаточно широк. О том, кто был в окружении Горбатова, можно судить по выставке, прошедшей в 1929 году. На ней вместе с Горбатовым выставлялись другие русские художники, проживавшие в Берлине: В.Д.Фалилеев, К.Н.Качура-Фалилеева, С.М.Колесников, В.Н.Масютин, Я.Соколов и др.

С Берлином связано постоянное место жительство художника вплоть до его смерти. Правда, о постоянстве можно говорить лишь с большими оговорками, так как берлинская жизнь перемежалась с частыми поездками. География путешествий Горбатовых обширна, помимо регулярных поездок в Италию - на Капри, в Рим, Венецию, Горбатовы с конца 1920-х до середины 1930-х годов исколесили буквально полсвета. Известно, что они жили в Испании, Франции. В 1928 году Горбатовы едут в Финляндию. В Куоккале, в Пенатах, Горбатов посещает 84-летнего Репина и восторженно пишет о творческой энергии художника: "Он оставался таким же как и был, когда я его видел в последний раз в 1916 году, в глазах сверкал всё тот же молодой огонь, в разговоре тот же присущий ему юмор и остроумие и даже иногда неподдельное веселье".

Горбатов оставил после себя документальный архив, куда входят фотоматериалы, письма и отдельные записки художника. Помимо "Воспоминаний о Репине", сохранились заметки Горбатова о путешествии в 1934-1935 году по Сирии и Палестине. Но часто роль таких путевых заметок выполняли карандашные зарисовки художника с видами той же Палестины, Лондона, где Горбатовы были в 1935 году.

Поездки, столь необходимые художнику, вдохновляемому видами живописных местечек, продолжались вплоть до начала второй мировой войны. С началом войны Горбатовым выезд из Германии был запрещен, так как они числились по своим загранпаспортам советскими гражданами и им дважды в неделю как "неблагонадёжным" приходилось отмечаться в полиции. Новые временные паспорта супругам каждые четыре месяца продлевает шведское консульство. Жизнь этих лет, вероятно, была непроста во всех отношениях. Последнее жилище Горбатовых - это небольшая двухкомнатная квартирка с крохотной кухней в полуподвальном этаже. Почти до самой смерти художник работал: он писал натюрморты с цветами, пейзажи с видами Капри и Венеции и, что самое поразительное в фашистском Берлине,- пейзажи старых русских городов.

Умирает Константин Иванович почти сразу после окончания войны: 24 мая 1945 года.

Трагично закончилась жизнь супруги художника - Ольги Александровны Горбатовой. В архиве Историко-архитектурного и художественного музея "Новый Иерусалим" хранятся материалы расследования о её самоубийстве. Именно в них и описана эта маленькая кухонька 5,85 м х 3,90 м и белый кухонный стол, на котором была обнаружена предсмертная записка, выведенная на жёлтой обёрточной бумаге чёрным жирным карандашом: "Bitte um Vergebung" - "прошу прощения". Другая записка - в кармане черного шёлкового платья, в котором повесилась Ольга Горбатова, на кусочке белого полотна: "Frau Prof. Olga Gorbatoff. Grunewald, Delbruchst, 3. Ich habe keinen Ausweg." (жена проф. Ольга Горбатова, Груневальд, Дельбрюкштрассе, 3. У меня нет никакого выхода.")

С кончиной Горбатова не закончились странствия его произведений. В письме, написанном незадолго до смерти, но так и оставшимся не отправленным адресату в Лондон, он завещал распорядиться своими работами: "Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины отправить в Академию Художеств в Ленинград, пусть она поступит так, как найдёт должным".

Письмо-завещание, как и картины, было обнаружено на квартире, которую снимали Горбатовы перед смертью, поселившимся там советским капитаном-танкистом. Он и заявил о них в советскую комендатуру в Берлине. Лишь в 1964 году произведения художника нашли своё постоянное пристанище: они вместе с его архивом были переданы в фонды Московского областного краеведческого музея в г. Истре.

Музей благодарит дирекцию галереи "Новый Эрмитаж-1" за издание каталога и размещение выставки в её залах. Данный проект и последующее экспонирование произведений в самом Историко-архитектурном и художественном музее "Новый Иерусалим" даст возможность зрителям познакомиться с малоизвестными произведениями талантливого живописца.

Зав. художественным отделом музея "Новый Иерусалим" Людмила Денисова

1. В последние годы была опубликована статья Андрея Кусакина "Возвращение Константина Горбатова" в журнале "Наше наследие", 49/1999. Его интерес к Горбатову во многом вдохновил автора данной публикации на изучение жизни и творчества художника.


Константин Иванович Горбатов - художник, профессор Петербургской Академии художеств.

Родился 5 мая 1876, в Ставрополе Самарской губернии. Первоначальное художественное образование получил в Самаре у Ф.Бурова и А.Егорова.

С 1896 по 1903 год живёт в Риге, учится на строительном отделении политехникума и в студии Д.Кларка.

В 1903 году переезжает в Петербург, где учится сначала в Центральном училище технического рисования барона Штиглица. В 1904 году поступил в Академию художеств на архитектурное отделение. С 1905 по 1911 год учится на живописном отделении Академии художеств у В.Е.Дубовского и А.А.Киселёва. В 1911 году за картину "Приплыли" получает звание художника, заграничную поездку и золотую международную медаль на выставке в Мюнхене.

В 1912 году едет в качестве пенсионера Академии художеств в Рим, затем по приглашению М.Горького переезжает на Капри. Путешествует по югу Европы.

Возвращается в Россию, много ездит по старым русским городам, живёт в Петербурге, в Москве.

В 1922 году навсегда покидает Россию.

С 1922 по 1926 живёт в Италии, на Капри, путешествует по Европе. В 1926 поселяется в Берлине.

В берлинский период много путешествует: в 1928 году едет в Финляндию, посещает И.Е.Репина в Куокколе, Пенатах. Почти ежегодно выезжает в Италию на Капри, в Венецию.

В 1934-1935 годах путешествует по Палестине.

В 1935 году едет в Англию, в Лондон.

В 1940-е годы живёт безвыездно в Берлине.

24 мая 1945 года умирает в Берлине.

Участник выставок с 1905 года: выставлялся на весенних выставках передвижников, выставках "Товарищества независимых" (1910, Петербург), в Париже, Венеции, Мюнхене. После отъезда из России имел при жизни персональные выставки в Берлине, Гамбурге, Мюнхене, Кёльне, Дрездене, Риме, Копенгагене, Гааге, Лондоне.

Шедевры частных коллекций
Неизвестные грани творчества Виктора Калинина
Карты и виды России. Выставка гравюр и литографий XVII - XIX вв.
Русский авангард 10-х и 60-х
Александр Ситников
Художники русского зарубежья
Пейзаж в творчестве русских художников
Женские образы в искусстве
...о, город мой неуловимый...
Константин Горбатов
Реликвии российских масонов
Давайте вспомним! выставка произведений художников 30-х - 60-х годов
Константин Горбатов
"Константин Горбатов"
 
Ваш заказ
Прекрасный талант - несчастная судьба >>>
Выставка "А.П. Чехов и город Воскресенск" в "Новом Иерусалиме" >>>